Георгий Милляр: Заслуженная Баба Яга СССР 05 июня 2013, 00:00 | Галина Замыслова
12 выбрали
«На красавицу Ягу
Наглядеться не могу.
Кто любимая моя? Я! Я! Я!»
(песня Бабы Яги из к/ф Золотые Рога)
Главная Баба Яга Советского Союза, Самый лучший Кащей, Чудное Чудо-Юдо и вся прочая нечисть советского кинематографа – все это о нем, о Георгии Милляре. Выросшие на русских сказках, снятых Александром Роу, мы себе даже представить не можем, что настоящая баба Яга может выглядеть как-то иначе! Казалось бы, отрицательные сказочные персонажи призваны для того, чтобы пугать детей, чтобы их боялись, но…
До их пор никто не знает, откуда взялась сказочная Баба Яга. Зато происхождение живой заслуженной Бабы Яги Советского Союза уже не тайна. Известен и год рождения — 1903. В этот день в Москве родился сын у дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой и инженера из Марселя Франца де Мильё. Малыша назвали Георгием, и его детство было самым сказочным и безоблачным — Москва, дачи, гувернантки. Так было лишь до 3 лет, когда не стало его отца. Вначале все было по-прежнему, но в 1914 году мать отправляет его в Геленджик подальше из Москвы, от тревог, опасности. Тем временем их московская квартира превращается в коммуналку и семье оставляют одну комнату. Затем из фамилии исчезает выдающая благородное происхождение частица де, а позже Георгию пришлось скрывать и знание двух иностранных языков. И никаких сказок….
Но настоящая сказка часто вмешивается в жизнь людей самым неожиданным образом! Милляр работал обычным бутафором в театре, заучивая чуть ли не все роли и мечтая о сцене, с любовью привитой его тетушкой. Мечта воплотилась самым невероятным образом, и первой его ролью стала… Золушка! Внезапно заболела ведущая актриса, и чтобы не отменять спектакль пришлось искать замену. А кто знал все роли на зубок? Несмотря на опасения, дебют прошел великолепно, и 17 летний Георгий Милляр стал палочкой-выручалочкой. Сказка продолжалась…
Поступив в Школу юниоров при Московском театре Революции (театр им. Маяковского), провинциальный актер Милляр скоро стал известным среди театралов и критиков, подметивших, что его актерские способности, удивительная мимика и пластика весьма выгодно смотрелись бы на киноэкране. И как в воду глядели.
В сказке на помощь чаще всего приходят друзья, так случилось и на этот раз. Режиссер-сказочник Александр Роу пригласил его сняться в сказке «По щучьему велению», и вся страна увидела вздорного и злого царя Гороха. Дебют удался и для актера Милляра, и для режиссера Роу. В следующем фильме Милляр играл сразу три роли – весьма редкое явление в кино даже сейчас! Гусляр, старик-отец и… Баба Яга — роль, ставшая его визитной карточкой, его судьбой. До Милляра на эту роль пробовалось множество актрис, бабой Ягой могла стать и Фаина Раневская, но … что может быть страшнее мужчины в рваной юбке? Сказочная жуть! Образ его Яги настолько живой, что она кажется совершенно реальной и в этом есть доля правды! Георгий Милляр рассказывал, что его образ Бабы Яги это две реальные женщины: от одной он взял внешность, а от другой — характер. Одна из них была старушкой, пасшей коз – сгорбленная, с клюкой и крючковатым носом. Вторая – соседка актера по коммунальной квартире, вздорная и склочная особа, главное удовольствие которой было в том, чтобы кого-нибудь поссорить!
Баба Яга вышла на загляденье и произвела настоящий фурор среди зрителей, теперь дети точно знали, как выглядит настоящая Яга! Как Георгий Милляр в драной юбке, рваном платке, с клюкой, жуткими клыками и бородавкой на носу. Ужас, но какой-то забавный…
По-настоящему страшный сказочный образ, созданный Милляром – Кащей Бессмертный. Если для роли Яги его гримировали по 6 часов, то для этой роли грим почти не понадобился. Как раз перед съемками Георгий Милляр переболел малярией и был острижен налысо, к тому же его собственный вес был 40 кг! Настоящий Кащей… Фильм снимался во время войны и вышел на экран в 1945 году. Сказка имела огромный успех, а Милляр после роли Кащея стал, по его словам, «официальным представителем нечистой силы в кинематографе». Александр Роу снял его в 16 сказках, где он сыграл… 30 ролей! Он сам придумывал костюмы, мимику, жесты, вставлял какие-то совершенно невероятные трюки и даже «подправлял» текст в сценарии. А ведь были и серьезные, порой трагичные персонажи.
Георгий Милляр умер 4 июня 1993 года, не дожив до 90-летия. Никаких особых материальных благ артист не заработал, а официально народным он стал лишь в 85 лет, хотя для зрителей давно уже был им.
Всего на экране можно увидеть около 80 сыгранных им персонажей, причем не всегда его имя даже упоминалось в титрах. Сказочных героев Георгия Милляра невозможно забыть, ведь они именно такие, какими подсказывает их детское воображение – страшные и смешные одновременно: Баба Яга, Кащей, Шут, Квак, Чудо-Юдо и даже, не к ночи будь помянут, его непревзойденный персонаж из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Заслуженная Баба Яга страны и Кащей, который не был бессмертным, но стал им в нашей памяти и сердцах …
Галина Замыслова, etoya.ru
Фото: kino-teatr.org
Бутафор, исполнитель роли Золушки, актер Театра Революции
Георгий Милляр в детстве. 1907 год. Государственный центральный музей кино, Москва
Георгий Милляр (справа) в роли Наиглавнейшего церемониймейстера в художественном фильме Александра Роу «Королевство кривых зеркал». 1963 год. Государственный центральный музей кино, Москва
Георгий Милляр в детстве с няней. 1904 год. Государственный центральный музей кино, Москва
Георгий де Мильё родился 7 ноября 1903 года в Москве, в богатой аристократической семье. Его отец Франц де Мильё приехал в Россию из Франции. Здесь он работал инженером-мостостроителем. А мать — Елизавета Журавлева — была дочерью иркутского золотопромышленника. Фамилию де Мильё родственники будущего актера поменяли на Милляр после революции. Они опасались, что в СССР их будут преследовать за дворянское происхождение. Позднее Милляр писал в своей автобиографии «Я — второй Раневская, или Й — третья буква»: «Революция отняла у нашей семьи деньги, квартиру, дачу и даже фамилию: из де Мильё я стал просто Милляром».
Милляр получил хорошее домашнее образование. Родители нанимали ему педагогов по французскому и немецкому языкам, музыке, истории. Они часто водили сына в театры, поэтому уже в детстве он решил стать актером. В семь лет на одном из праздников Милляр попытался сыграть Мефистофеля из драмы Иоганна Гете «Фауст». Будущий актер даже сам нанес себе грим.
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, мать отправила Милляра в Геленджик. Там жил дед будущего актера.
В Геленджике Георгий Милляр окончил школу и устроился бутафором в местный театр. Он мечтал играть в спектаклях и выучил все роли из репертуара. Однако Милляра не брали даже в массовку. Впервые на сцену он вышел в 1920 году — и сразу сыграл главную роль: подменил актрису, которая играла Золушку. Никто, кроме него, не знал наизусть этой роли.
Дебют прошел с успехом: зрители не поняли, что Золушку играл мужчина. После этого начинающий актер стал часто подменять артистов театра, когда те болели. А к середине 1920-х он уже играл главные роли в постановках коллектива.
В 1924 году Милляр вернулся к матери в Москву. Он поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (сейчас — Театр им. Маяковского).
На экзаменах его попросили показать пантомиму. Он изобразил что-то и понял, что это «что-то» не очень понравилось комиссии. Потом попросили его прочесть басню. Прочел, но неуверенно — как в полубреду. Последняя надежда угасла, охватило отчаяние. Но затем его попросили станцевать. И он так это потешно изобразил, что ни один из членов приемной комиссии не смог остановить его — так всем понравились его уморительные движения. Комиссия была покорена. И он был принят. Правда, уже педагоги во время учебы поначалу относились к новому студенту настороженно: у Милляра была не очень обычная внешность. Более того — у него была ужасная дикция. Однако и то и другое позже пригодилось неимоверно. Режиссеры поняли, как можно использовать эти недостатки — играть стариков и уродцев.
Из книги Георгия Милляра «Я — второй Раневская, или Й — третья буква»
Смерть
Георгий Францевич умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких. Он ушел из жизни мирно, во сне, немного не дожив до 90-летия.
Георгий Милляр в последние годы жизни
Будучи верующим человеком, накануне смерти вызвал на дом святого отца, чтобы исповедоваться. Похоронили актера на Троекуровском кладбище.
Похоронен Георгий Милляр на Троекуровском кладбище
Когда в 1999 году ушла из жизни Марья Васильевна, многие личные вещи Милляра были выброшены на свалку. Лишь небольшую часть удалось передать в Музей кино.
Фильмы Георгия Милляра: «Я представляю всю нечистую силу в советском кинематографе»
Георгий Милляр в роли Кащея Бессмертного в художественном фильме Александра Роу «Кащей Бессмертный». 1944 год. Государственный центральный музей кино, Москва
Георгий Милляр (слева) в роли Бабы-яги и режиссер Александр Роу на съемках художественного фильма Александра Роу «Морозко». 1964 год. Государственный центральный музей кино, Москва
Георгий Милляр в роли Бабы-яги в художественном фильме Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939)
Еще в 1930-х Георгий Милляр начал сниматься в кино. Однако он играл только в эпизодах, часто имя актера даже не указывали в титрах. А на многих пробах Милляру отказывали.
В 1938 году Роу пригласил Милляра сняться в сказке «По щучьему веленью», однако на первых пробах актеру вновь отказали: он переволновался и забыл текст. Он писал: «Не подошел типажно да и сработал не так… Но вот получаю конверт с официальным письмом. На шикарном бланке «Межрабпомфильм» напечатано, что «ввиду изменения трактовки роли… мы, к сожалению, лишены возможности воспользоваться Вашим участием» и т. д. Далее следовало не менее пяти подписей, в том числе и Роу…» Однако уже через несколько дней режиссер все же дал Милляру роль царя Гороха. Ради нее актеру пришлось сбрить волосы на голове и брови: так его проще было гримировать.
Уже через год Георгий Милляр впервые исполнил свою самую известную роль. Он сыграл Бабу-ягу в новом фильме Роу «Василиса Прекрасная». На нее пробовались многие актрисы, в том числе Фаина Раневская. Но режиссер всем отказал: он боялся, что Баба-яга в их исполнении получится недостаточно страшной, не будет пугать зрителей. Тогда ее вызвался сыграть Милляр: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю».
Артист тщательно готовился к роли Бабы-яги. Он наблюдал за тем, как двигаются и разговаривают пожилые женщины. Милляр вспоминал: «Обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». Подражал актер и одной старушке, которую он увидел в Ялте.
Однажды перед съемками подошел ко мне художник Соколовский. — Я такую старушку видел в Ялте, — сказал он. — Коз пасла на Чайной горке. На Бабу-ягу похожа удивительно. Она тебе поможет… Вскоре ее увидел: старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Позже на съемках мы завершили портрет моей зловещей «героини», облачив ее в жуткие лохмотья, повязав на голову черный платок, наградив ее звериной походкой.
Георгий Милляр. Цитируется по книге филолога Лоры Мягковой «Операция «Ы» и другие приключения Вицина, Никулина и Моргунова»
Роль Бабы-яги прославила Милляра. После «Василисы Прекрасной» он еще несколько раз играл этого персонажа в других фильмах-сказках Роу. Актер называл Бабу-ягу своим любимым героем.
Следующей совместной работой Георгия Милляра с режиссером стала картина «Кащей Бессмертный» — актер получил главную роль.
Когда Милляр готовился к роли, он изучал старинные русские иконы и лубки. Актер хотел, чтобы его Кащей напоминал черта. Позднее он даже консультировал гримеров и костюмеров — объяснял им, как должен выглядеть персонаж.
Съемки «Кащея Бессмертного» проходили в Сталинабаде (сейчас — Душанбе) и Алтайском крае. Туда эвакуировали киностудию «Союздетфильм», когда началась Великая Отечественная война.
Во время съемок Милляр переболел малярией и сильно похудел. Актер весил чуть больше 40 килограммов при росте 164 сантиметра. Позднее он вспоминал: «Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь меня не подпускала. Завидев даже издали — шарахалась… Для меня роль Кащея наиболее выстраданная».
Премьера сказки «Кащей Бессмертный» прошла в День Победы, 9 мая 1945 года. Лента вышла в прокат и за рубежом. В Японии картина стала самым кассовым советским фильмом 1940-х годов. Ее даже показали в главном японском кинотеатре — «Кокусай Гэкидзё». До этого там не демонстрировали иностранные фильмы.
После этой роли Георгию Милляру стали предлагать только отрицательных персонажей. Актер писал: «Я работаю в области сказок, я представляю всю нечистую силу в советском кинематографе».
Кроме сказок Александра Роу Милляр играл и в других картинах. Однако главных ролей в них ему не давали. Имя актера, как и в начале карьеры, часто даже не указывали в титрах.
Следующей популярной ролью Милляра стал советник водяного Квак в фильме Роу «Марья-искусница». Во время съемок артист много импровизировал. Он придумал своему герою новые фразы, в том числе «приквакивание» во время разговора.
В 1964 году Милляр вновь сыграл Бабу-ягу. Эту роль в сказке «Морозко» ему опять предложил Александр Роу. Актер писал: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля — такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже одряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил». А в следующем фильме Роу — «Огонь, вода и… медные трубы» — он сыграл сразу и Бабу-ягу, и Кощея Бессмертного.
В 1967 году Георгий Милляр снялся сразу в двух популярных картинах. В комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» он сыграл доминошника Марима. А в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» актер исполнил роль пленного француза Мореля.
Старик Похабыч
«Он был невероятно позитивным, остроумным и чрезвычайно общительным, — рассказывает Эмма Малая. — Милляр был, я бы даже сказала, хулиганистый человек. Очень любил сомнительный юмор, сам называл себя Стариком Похабычем. Но из его уст это звучало совсем не пошло».
Статья по теме
Баба-яга «Морозко» спасла. Как снимали легендарный фильм
Кстати, водить дружбу Георгий Милляр предпочитал с «простым людом», а не с актёрским — у какого-нибудь местного шофёра проще было обменять подаренную почитателями бутылку коньяка на портвейн или тройной одеколон. Выпить Георгий Францевич любил, хотя никогда не позволял себе напиваться. Роу запрещал всем работникам выдавать Милляру горячительное. Иногда Милляр хитрил, проносил бутылку с портвейном в бидоне для молока.
«Георгий Францевич безумно любил детей, и они отвечали ему взаимностью, — вспоминает Эмма Рафаиловна. — Дети воспринимали Милляра как какое-то загадочное, сказочное существо. Его как-то пригласили на одно детское мероприятие. Георгий Францевич узнал, сколько будет мест в зале, и нарисовал несколько сотен открыток для каждого ребёнка. Но мероприятие не состоялось… Георгия Францевича даже не оповестили об этом… А он ждал и надеялся лично вручить каждому маленькому зрителю по открытке.
Он сам был большой ребёнок. До 65 лет жил с мамой. Мама у Георгия Францевича была очень умная женщина и имела на него большое влияние. Когда Милляр начинал по-детски баловаться, отвлекаться от съёмок, Роу предупреждал: «Юра, я всё маме расскажу!» Георгий Францевич моментально становился самым дисциплинированным актёром на площадке.
Когда его мама умерла, Георгий Францевич остался один-одинёшенек. Тогда Роу поспособствовал его знакомству с одной хорошей женщиной, которая, кстати, была соседкой Милляра по коммуналке».
Георгий Милляр в роли черта в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» режиссера Александра Роу. Киностудия имени М. Горького, 1961 г., СССР. Фото: www.russianlook.com
Про личную жизнь Милляра говорили разное. Кто-то рассказывал, что он по молодости женился на одной актрисе, но дама не отличалась разборчивостью в связях, поэтому развод последовал очень быстро. Кто-то считал, что Милляр женщинами совсем не интересуется… Но в итоге к 65 годам по настоянию Роу он всё-таки женился на своей соседке, 60-летней Марье Васильевне. Когда Георгий Францевич в своём костюмчике, с бабочкой пришёл свататься, невеста была невероятно удивлена, даже попыталась отказаться: «Георгий Францевич, да мне мужчины-то уже не нужны!» «А я не мужчина, я Баба-яга», — заявил жених.
«Мария Васильевна оказалась очень хорошим человеком, наладила его быт, — продолжает Эмма Рафаиловна. — Но, к сожалению, Милляр уже болел».
Милляр, несмотря на разухабистый юмор, действительно отличался неимоверной скромностью и честностью. Рассказывают, что недобросовестные директора часто пользовались этими его качествами и не выплачивали гонорары за выступления. А «друзья» брали в долг и забывали об этом. Сам Георгий Францевич напомнить о долгах стеснялся.
Георгий Милляр в фильме «Варвара краса, длинная коса» режиссера Александра Роу. Кст им. Горького, 1969 г., СССР. Фото: www.russianlook.com
«Он был скромнейший человек, — говорит Эмма Малая. — У него был единственный парадный костюм, в котором он выходил на публику в течение многих лет. Одно-единственное пальто, беретик, белая рубашечка — всё было очень аккуратно сложено и помещалось на одной полке в шкафу.
Когда Георгий Францевич умер, супруга и приёмная дочка передали коробку с его вещами нам в музей. Среди фотографий, грамот и записей лежали какие-то маски, ведро с говорящей щукой, кольца Бабы-яги, шуточные презенты, огромные медали с надписями «Самой главной нечистой силе» — главные ценности, скопленные Георгием Францевичем за всю жизнь».
А ещё в той коробке были его стихи:
«О себе неохотно пишу я, Не хочу ни хвалиться, ни лгать: Суждено мне не столько большую, Сколько длинную жизнь отшагать… А, наверно, было бы здорово — Под финал, под конец пути, Напоследок сыграть… Суворова! И тогда уж спокойно уйти…»
Личная жизнь и увлечения
Георгий Милляр. Без названия (фрагмент). Иллюстрация из книги Григория Милляра «Я — второй Раневская, или Й — третья буква» из серии «Портрет эпохи». Москва: издательство «АСТ», 2015
Георгий Милляр с женой Марией. 1970–80-е годы. Государственный центральный музей кино, Москва
Георгий Милляр. Творческая беседа (фрагмент). Иллюстрация из книги Григория Милляра «Я — второй Раневская, или Й — третья буква» из серии «Портрет эпохи». Москва: издательство «АСТ», 2015
Первый раз Георгий Милляр женился в 1920-х. Его супругой стала одна из актрис Московского театра Революции. Однако их брак продлился недолго.
Второй супругой Милляра стала его соседка по коммунальной квартире Мария. Режиссер Сергей Комаров вспоминал: «Однажды увидел новую жиличку в комнате, и она ему понравилась. Иногда он проходил мимо, косился на дверь, иногда он останавливался, не решаясь переступить порог этой двери. Потом он стал стучаться в дверь, заходить, говорить «Здравствуйте!», приносил ей цветочек, потом он приходил уже с тортиком чайку попить».
Они поженились в 1969 году. Свадьбу отмечали прямо на съемках новой сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса», в которой актер играл подводного царя.
Всю жизнь Георгий Милляр сочинял небольшие басни, шуточные стихотворения, придумывал афоризмы и рисовал шаржи. Актер Александр Кавалеров вспоминал: «Была знаменитая тетрадь афоризмов — всего 384 штуки от «А» до «Я». На ней надпись — «Переписи и перепечатке не подлежит». Милляр сделал таких три. Первая посвящена Александру Роу. Вторая — Сергею Николаеву, который играл… царского сына в «Варваре-красе». Третья с шаржами — мне. 96 листов большущим почерком. Начиналась так: «А» — актер, «Б» — актриса, «Г» — режиссер, «Д» — зритель. Понимайте как хотите».
Аристократическое происхождение
Родители будущего артиста познакомились в столице. Инженер-строитель мостов Франц де Милье приехал в Россию из Марселя и влюбился в дочь владельца золотых приисков — Елизавету Журавлёву. Вскоре пара сыграла свадьбу, а в 1903-м году на свет появился наследник Жора.
Глава семейства купил в столице шикарную квартиру, а также дачи: в Подмосковье и Геленджике. Инженерное поприще занимало много времени. Ему приходилось ездить по всей стране. В 1906-м году находясь в Ялте Франц ушел из жизни. О причинах история умалчивает.
Георгий Милляр в детстве. Источник: chronoton.ru
Несмотря на ранее вдовство, Елизавета Алексеевна старалась дать сыну хорошее образование. Мальчик изучал иностранные языки, играл на фортепиано, читал русскую и зарубежную классику. Когда Георгию исполнилось десять лет, семья переехала в Геленджик.
Все изменилось в начале 1918-го года. Дачи конфисковали, а их роскошное столичное жилье превратили в коммунальное. Правда, им разрешили остаться в одной из комнат отобранной квартиры. Страх перед новой властью заставил Елизавету Алексеевну и Георгия поменять документы и изменить фамилию на Милляр.