Просмотры: 1 144
Леонид Филатов — замечательный советско-русский актер, поэт, драматург, телеведущий и просто смелый бескомпромиссный человек — прожил яркую, непростую жизнь. Он добился успеха во всем, чем занимался, был счастлив в браке со второй женой, но тяжелая болезнь оборвала сначала его актерскую карьеру, а потом и земной путь в 56 лет.
Фото 24smi.org
Леонид Филатов родился 24 декабря 1946 года в Казани. Его раннее детство прошло в разъездах с родителями (Алексеем Еремеевичем и Клавдией Николаевной) по стране — отец работал радистом в геологической экспедиции. Когда ребенку исполнилось 5 лет, они развелись. Мать с сыном уехали к родственникам в Ашхабад (по другим источникам, в Ашхабаде мальчик жил с отцом). В школе Леня писал стихи и играл в школьных спектаклях, но это не мешало ему участвовать во всяких подростковых “разборках”. Однажды в драке ему сломали нос, который с тех пор так и остался “волнистым”.
Клавдия Николаевна Филатова с сыном Леонидом. Фото star-magazine.ru
Кинематограф был страстью молодого человека, особенно ему нравились французские фильмы. Он уже видел себя в образе гениального режиссера, но реальность укротила его амбиции: попытка юноши поступить во ВГИК с треском провалилась. Зато в этом же 1965-м году ему удалось попасть в московское Театральное училище имени Щукина на курс Веры Львовой и Леонида Шихматова. С двумя из однокурсников — Борисом Галкиным и Владимиром Качаном, его свяжет дружба на всю жизнь.
Филатов не был прилежным учеником, но огромный талант позволял ему оригинально решать проблемы. Например, в обязанность студентов входила подготовка самостоятельных отрывков, найти материал для которых было очень сложно. Поэтому Леонид писал для себя и друзей под именами мифических авторов. Сочиненные им тексты были так хороши, что у преподавателей не возникало и тени сомнения в существовании, например, итальянского драматурга “Нино Полумбо”. Потом он стал приписывать авторство реальным писателям, и однажды его обман раскрылся. Боря Галкин показал отрывок якобы из пьесы Артура Миллера. А когда ректор Борис Захава сказал, что “Артура Миллера нельзя сыграть плохо”, простодушный Боря решил разделить свой успех с другом. “Это Леня написал” — заявил он (можно представить, как себя чувствовал ректор).
Леонид Филатов. Фото voditel-job.ru
Детство
Лёня появился на свет 24 декабря 1946 года в городе Казани. Несмотря на то, что все детские и юношеские годы Филатова прошли в Ашхабаде, по национальности он русский.
Интересная история знакомства его родителей. Они оказались вместе благодаря тому, что были однофамильцами. Мама, Филатова Клавдия Николаевна, трудилась на заводе. Когда шла Великая Отечественная война, девчонкам дали списки солдат, чтобы писать им письма для поддержания боевого духа советских бойцов. Клавдия пробежала глазами по списку, выбрала бойца с такой же фамилией, как у неё, и написала письмо Филатову Алексею Еремеевичу. Между ними завязалась долгая переписка, а когда закончилась война, молодые люди поженились в Пензе.
Так как папа Леонида был радистом, ему часто приходилось ездить в длительные экспедиции. Семья переезжала с ним на новое место, поэтому Лёня и родился в Казани, а детские годы провёл в Ашхабаде, именно этот город актёр всегда считал своей родиной.
В семь лет Лёня пошёл в Ашхабадскую школу № 6. Как раз в это время развелись его родители, и мама уехала в Пензу. Мальчик остался с отцом в Ашхабаде.
Школьные годы
Ещё с детских лет Леонид стал проявлять огромный интерес к кино и театральному искусству, записался на занятия в драматический кружок, много читал о профессии актёра. Своим первым педагогом по театральному искусству всегда считал режиссёра Рената Исмаилова, он работал в Ашхабадском русском драматическом театре имени Пушкина. Через много лет, когда Филатов стал знаменитым актёром, он помнил своего учителя и с огромным удовольствием встречал его в Москве.
Особенно Лёню интересовало кино. Он смотрел все фильмы, какие только шли в местном кинотеатре, даже документальные. Больше его привлекало иностранное кино, особенно французское, оно ему казалось каким-то наиболее изящным из всего, что показывали. Так как журналы о кино в киосках были редкостью, то он просил продавщиц откладывать их специально для него.
Также рано проявился в нём и поэтический талант. Когда Леониду было 15 лет, в газете «Комсомолец Туркменистана» впервые опубликовали его басню. Молодой автор даже получил небольшой гонорар. Его он потратил по-мальчишески: купил билеты в театр и кино, подарки бабушке и папе, оставшиеся деньги отдал взрослым.
Институт
После школы Леонид принял решение связать свою жизнь с киноискусством. Он поехал в Москву с целью стать студентом режиссёрского факультета ВГИКа. Оказалось, что на экзамены парень опоздал, к тому же у него не было с собой необходимых для поступления экспликации и макета.
Москва задавила провинциального паренька своей масштабностью и суетой, деньги у него закончились, а возвращаться назад как-то было стыдно. И тогда одноклассник посоветовал Лёне подать документы в Щукинское училище на актёрский факультет. В это учебное заведение Филатов успешно сдал вступительные экзамены в 1965 году и попал на курс Шихматова Л. Н. и Львовой В. К.
На одном курсе с ним учились такие звёзды отечественного кинематографа, как Нина Русланова, Иван Дыховичный, Александр Кайдановский. А в одной комнате в студенческом общежитии Лёня поселился с Владимиром Качаном.
Примерного студента из Филатова не получилось. Потрясающее чувство юмора не давало ему вести тихую и размеренную жизнь. То они с соседом по комнате Вовкой Качаном сочиняли песни (Лёня писал слова, Владимир музыку), которые моментально становились в общежитии хитами. Именно отсюда вышли «Едут пьяные цыгане» и «Оранжевый кот».
То связали дверные ручки на женском этаже и постучали в комнаты. Девчонки, начав дёргать двери, устроили такой визг, что на утро Филатов, Качан и Боря Галкин предстали перед студенческим советом. Оказалось, что в одной из связанных комнат жила беременная болгарская студентка. В общем, всех троих выгнали из общежития, и какое-то время им пришлось ютиться в бывшей конюшне на улице Герцена.
Занятия, которые Филатову казались неинтересными, он мог прогулять и лучше сходить в это время на какой-нибудь неофициальный показ фильмов, замаскированных под лекции или диспуты.
Но, несмотря на такое поведение, институт он всё-таки окончил и в 1969 году получил диплом.
Театральная деятельность
Окончив учёбу, Лёня пошёл устраиваться на работу в Театр на Таганке. На прослушивание он выбрал произведение «На дне», откуда читал отрывок роли Актёра.
Руководитель театра Юрий Любимов принял его в труппу. Вместе с Лёней в этом наборе в театр были приняты Иван Дыховичный, Наталья Сайко, Борис Галкин, Александр Пороховщиков, Виталий Шаповалов. Сам Филатов ни разу в жизни не пожалел о своём выборе.
Уже работая в труппе, Леонид сочинил произведение, которое поставили как дипломную постановку в Щукинском училище. С этого курса как раз выпускался Костя Райкин. Его работу пришёл оценить отец Аркадий Райкин. Ему настолько понравилась пьеса, что он сделал Филатову умопомрачительное предложение – переезд в Ленинград, работу в его театре и квартиру.
Это было заманчиво, но на следующий день Леонид пришёл на Таганку и увидел распределение ролей на новую постановку по произведению Чернышевского «Что делать?», его утвердили на главную роль Автора. От предложения Райкина он отказался. И тоже об этом никогда не жалел.
Леонид считал Таганку самым счастливым местом в несчастной стране, университетом, который дал ему всё: знакомство с потрясающе талантливыми великими людьми Высоцким, Любимовым, Ахмадулиной, Параджановым. Здесь он узнал все самые лучшие и низкие человеческие качества: трусость и отвагу, жалость и прощение, любовь и дружбу.
Тем не менее на сцене театра Филатов сыграл не так уж много ролей. Но в тех, в которых был задействован, проявил себя талантливым актёром:
- Федерциони в «Жизни Галилея»;
- Горацио в «Гамлете»;
- Кульчицкий в «Павших и живых».
Второстепенные персонажи достались ему в «Вишнёвом саду», «Мастере и Маргарите», «Антимирах» и «Доме на набережной».
Кино и телевидение
С 1970 года на Филатова обратили внимание и кинорежиссёры, он начал сниматься в фильмах. За десять лет он участвовал во многих кинолентах, однако настоящей значимой роли пока не было.
Всё изменил выход на советские экраны фильма-катастрофы режиссёра Александра Митты «Экипаж», где Леонид играл главную роль бортинженера Игоря Скворцова. Так сложилась судьба, что эту роль отказался играть Олег Даль, она досталась Филатову и сделала его не только кумиром СССР, но и одним из самых популярных и снимаемых актёров на ближайшие несколько лет.
То, что Филатов не на полную мощь и силу своих возможностей был задействован в театре, с лихвой окупилось в кинематографе. Одна за другой выходили на советские экраны картины с его участием:
- «Вам и не снилось» (1980);
- «С вечера до полудня» (1981);
- «Грачи» (1982);
- «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983);
- «Петля» (1983);
- «Европейская история» (1984);
- «Берега в тумане» (1985);
- «Чичерин» (1986);
- «Забытая мелодия для флейты» (1987);
- «Город Зеро» (1988);
- «Сукины дети» (1990).
В 1989 году Филатова избрали в Союз кинематографистов на должность секретаря.
Но тяжёлая болезнь подорвало здоровье Леонида, ему пришлось искать себя в новом виде творчества. На телевизионном канале ОРТ он начал вести цикл передач «Чтобы помнили». Это были своего рода документальные фильмы об актёрах советского кино, которых уже нет в живых. За цикл этих передач Леонид Филатов получил в 1996 году премию ТЭФИ и Государственную премию РФ в области кино и телевидения.
Википедия Леонида Филатова
Информация о жизни и творчестве этого замечательного актера остается актуальной и сейчас. Большинство ищут интересующие вопросы в сети Интернет.
Так, например, Википедия Леонида Филатова предоставляет объёмную информацию об актере. Здесь в легкой и доступной форме описаны его биография и творческий путь. Подробно расписаны детство, становление личности, а также карьера. Представлены здесь и творческие работы Леонида Филатова – спектакли, киноленты, в которых он снялся, снятые им фильмы и многое другое. Можно ознакомиться с его наградами и титулами.
Стоит отметить, что вся информация находится в свободном доступе.
Поэзия
Филатов писал удивительно талантливые пародии на поэтов Рождественского, Евтушенко, Вознесенского. Его произведения часто печатали в журнале «Вопросы литературы», он выступал с концертами, где имел невероятный успех.
Даже руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов считал Филатова, безусловно, одарённым человеком, но именно в литературе.
Самым знаменитым его сочинением является «Сказ про Федота-Стрельца, удалого молодца». Он декламировал его на телевидении и концертах, эффект был ошеломительным.
Потом последовали книги:
- «Любовь к трём апельсинам»;
- «Лисистрата»;
- «Большая любовь Робин Гуда»;
- «Сукины дети».
Он совершенно не берёг себя, был уверен, что поэты долго не живут. Особенно часто к этой мысли стал возвращаться после того, как ему исполнилось 33 года.
Филатов был абсолютно безотказным человеком, он вообще не умел никому говорить «нет». Его часто просили что-то написать на заказ бесплатно, и он сочинял, потому что очень ценил любое творческое внимание к себе. Особенно много он писал сценариев для театральных капустников.
Он постоянно был погружён в своё сочинительство и поэтому отличался страшной неорганизованностью. Писал, бормотал что-то себе под нос, при этом курил и мог где-нибудь бросить непотушенную сигарету или забыть закрыть кран в ванной. Но то, что он был гений, ‒ это несомненно. Его мысли рождались одна от другой, точно так же, как он подкуривал сигареты: новую от непотушенной прежней, он выкуривал по три пачки в день.
Рост, вес, возраст. Годы жизни Леонида Филатова
Наш герой был довольно харизматичной личностью. Интерес к нему не пропал и по сей день. В сети Интернет и сейчас популярны запросы о его физических параметрах, таких как рост, вес, возраст.
Годы жизни Леонида Филатова 1946 – 2003. Умер он в 56-летнем возрасте. Леонид Филатов был достаточно привлекательным мужчиной. Его рост составлял около 178 сантиметров, весил он при этом порядка 62 килограммов.
Наш герой родился под созвездием трудолюбивого, целеустремлённого Козерога. А год Собаки наделил его отзывчивостью и добрым сердцем.
Известно, что актер Леонид Филатов очень много курил в свое время. Дело доходило до одной пачки в день. Эта вредная привычка пагубно сказалась на его здоровье. После поставленного диагноза о почечной недостаточности, он проявил свою силу воли и бросил курить. Вскоре он начал тщательно следить за своим здоровьем – выпивал большое количество воды, делал физические упражнения, а также старался правильно питаться.
Личная жизнь
Первой супругой Леонида Филатова стала актриса Театра на Таганке Лида Савченко. На момент их знакомства ей было 28 лет, ему 23. Лидия уже почти 8 лет состояла в законном браке, ещё 20-летней девушкой она выскочила замуж за обычного инженера. Работала в театре, когда в 1969 году в труппу был принят молодой актёр Филатов.
Он влюбился в Лидию сразу, с первого взгляда, стал настойчиво ухаживать. Но молодая женщина и не собиралась отвечать ему взаимностью, тем более ей так не нравилось, что Леонид практически не выпускал изо рта сигарету, Лида не переносила табачного дыма. Но он настолько умело сочетал в своём ухаживании напористость и нежность, как настоящий восточный мужчина. Филатов так умел красиво говорить, что они будут жить вместе всю жизнь и умрут в один день, что в их жизни никогда не будет быта (кастрюль, сковородок и грязного белья), что после спектакля они будут идти ужинать не домой, а в уютный ресторанчик на Пушкинской. Лидия сама не понимала, как случилось, что она уже не могла и минуты без него прожить.
Долгое время они просто встречались, без интимных отношений, в парке на лавочке могли часами целоваться до изнеможения. Потом произошла первая близость в студенческой обстановке, в комнате непрезентабельного вида с матрасом на полу. Лидия больше не могла обманывать мужа и предложила ему пожить врозь. Она перешла жить в пустующую квартиру брата, где они регулярно стали встречаться с Филатовым.
Громкой и пышной свадьбы у них не было. Пошли в ЗАГС, Лида в брюках, Филатов в своих вечных неизменных джинсах, расписались и отпраздновали жареной картошкой, квашеной капустой и бутылкой дешёвого вина. Поселились в театральном общежитии.
В течение долгих лет Лида была ему надёжным тылом, почти забросила себя как актриса. Она постоянно шила Филатову новые рубашки, готовила кашки и бульоны, потому что у него уже тогда начались проблемы с желудком, среди ночи подрываясь, слушала только что написанные им строчки. И за всей этой бытовой кутерьмой не заметила, как долго Филатов вёл двойную жизнь. Как всегда, жена узнала последней, что у Леонида давний роман с актрисой их театра Ниной Шацкой.
Нина стала второй супругой Филатова. До этого она была замужем за Валерием Золотухиным.
Нина Шацкая – актриса, играла в Театре на Таганке, потом перешла работать в Театр Содружества. В кино зрители помнят её по роли пионервожатой в картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён». Среди других наиболее известных её ролей – врач-нарколог в «Визите к Минотавру» и театральная прима Гвоздилова в «Сукиных детях».
Они поженились в 1982 году, оба мучительно переживали, что сделали больно своим прежним вторым половинкам, но ничего не могли поделать со своей любовью, страстью, романом, который длился много лет. У Нины от брака с Валерием Золотухиным остался сын Денис, Филатов воспитывал его, как родного. Он хотел детей совместных, но Нине врачи запретили рожать после перенесённой операции.
Чем занимаются близкие родственники
Своих детей у актёра не было, но он воспитал как родного Дениса Золотухина, сына Шацкой. Юноша стал священником, и у него разладились отношения с Л. Филатовым. Сейчас Денис (Дионисий) служит на Виднонском кладбище в Расторгуево. Одна из дочерей пасынка Л. Филатова поступила во ВГИК и собирается стать актрисой.
Сергей Соловьёв:
«Однажды, уже после выхода на экраны «Экипажа» Л.Филатов зашёл в кабину к пилотам одного из самолётов. В кабине его встречали с таким почтением, словно это был сам Брежнев. Он же держался с видом знатока, как будто и сам был пилотом»
Болезнь и смерть
Проблемы со здоровьем начались у Филатова ещё в 80-х годах. Как он сам говорил: «Я не святой, Богу было, за что меня наказывать». Сначала была операция на голосовых связках.
В 1994 году микроинсульт. Его срочно госпитализировали, кололи лекарства, которые дали осложнение на почки. В 1996 году Леониду удалили одну почку, через год пересадили донорскую. Всё это время его жена Нина жила с ним в больнице.
Он прекратил свою актёрскую деятельность, занялся литературой и передачей на телевидении.
Но внезапная болезнь – двухстороннее воспаление лёгких нанесла непоправимый удар. При его положении с пересаженной почкой простужаться было никак нельзя. Десять дней врачи боролись за жизнь Леонида, подключили его к аппарату искусственного дыхания, всё это время он был в медикаментозном и лекарственном сне. Но 26 октября 2003 года Филатов умер, ему было всего 56 лет.
Похоронили этого талантливого и редкого актёра, светлого, значительного, дружелюбного человека в Москве на Ваганьковском кладбище. У Леонида Филатова никогда не было врагов, его любили все.
Киноигра. Леонид Филатов
Так исторически сложилось, что киноигра для меня — всегда маленькое испытание. Ни разу не доставалось мне в киноигре то, чего хочется, ни разу! Я не ропщу) Так интереснее. Меж тем традиция продолжает соблюдаться — я и в этот раз оказалась озадаченной. В игре с нашими российскими актерами мне хотелось написать о ком-то, кого я знаю. Знаю с какой-то одной стороны, чтобы можно было изучить другую, неизвестную сторону творчества, так сказать, нырнуть глубже там, где уже плавала поверхностно. Но — нет. Леонида Филатова я не знала. Лет мне немало, но не знала и с творчеством не была знакома — хотите верьте, хотите нет, — от слова совсем. Настолько совсем, что если бы мне полгода назад сказали «Леонид Филатов», я бы даже не смогла представить, как он выглядит. Но теперь исправляюсь. Об этом артисте мой пост.
Леонид Алексеевич Филатов родился в 1946м году в Казани, в семье сержанта, участника Великой Отечественной войны, Алексея Филатова и Клавдии Филатовой, которая, что любопытно, была Филатовой и в девичестве. Именно благодаря этому совпадению состоялся их союз: девушка ответила на письмо своего однофамильца, служившего в то время на фронте.
Леонид Филатов с мамой
С родителями, бабушкой и дедушкой
С ранней юности Филатов проявлял огромный интерес к кино, коллекционировал тематические журналы, также был неравнодушен к литературе и театру, уже в школе писал стихи. Филатов хотел поступать на режиссерский во ВГИК, но пропустил вступительные экзамены, и так очутился на актерском уже в Щукинскома. Сам Аркадий Райкин пытался заманить молодого еще студента Леню в свой театр, даже обещал дать квартиру в Ленинграде, но Филатов выбрал Театр на Таганке, самый модный московский театр того времени. Там он прослужил много лет, работая, в частности, с Высоцким, Борисом Хмельницким и Вениамином Смеховым.
С 1970го года начался путь Леонида Филатова как актера кино, а истинная популярность и признание пришли в 1979г, когда на экраны вышел первый советский фильм-катастрофа «Экипаж».
1) «Экипаж» 1979г. Режиссер — Александр Митта.
Экипаж — двухсерийная драма с элементами фильма-катастрофы. По словам режиссера, основная идея фильма состоит в том, что единственный путь к спасению — это необходимость людей объединяться перед лицом всякой угрозы. Первая серия подготавливает нас ко второй. Мы видим семейный быт и повседневные заботы членов экипажа самолета, смотрим на будущих героев как на простых людей, с их заботами и пороками.
Во второй серии экипаж собирается вместе и летит на помощь пострадавшим при землетрясении — перевозит продукты и медикаменты, а на обратном пути должен взять на борт жен пострадавших. Но все идет не по плану и начинается экшн-часть. Пожары, взрывы, спецэффекты образца 1979го года) Нам, избалованным компьютерной графикой высшего качества, смотреть это, конечно, немного непривычно, однако, в «Экипаже» все вовсе не так уж плохо, особенно учитывая то, что вся зрелищность создавалась «вручную». Перед лицом стихийного бедствия герои забывают конфликты и непонимание, объединяются ради спасение людей. И это уже не те обыватели из первой серии, а самые настоящие отважные супергерои.
Мне понравилось, что больше половины фильма было посвящено раскрытию персонажей. Это очень важный элемент любого фильма-катастрофы: если мы не знакомы с героями, мы просто не станем переживать за них в трудную минуту. После выхода фильма Леонид Филатов, сыгравший бортинженера-ловеласа Игоря Скворцова, проснулся настоящим секс-символом. Женщины сходили по нему с ума, и даже моя мама рассказала по секрету, что будучи 24-х летней девушкой, клеила на стену его фото) Не могу ее за это осудить, Филатов в форме сильно хорош))
После съемок в «Экипаже» Филатов стал самым снимающимся актером на Мосфильме и выпускал по 4 фильма в год, как будто торопился успеть как можно больше. Он ризнавался, что панически боится слова «отпуск». Коллеги отзывались о нем как о человеке, который максимально вкладывается во все, что делает, работает на пределе возможностей. Будучи одним из самых востребованных актеров, Филатову было совершенно наплевать на деньги, он их презирал, не считал и совсем на себя не тратил.
Не смотря на внешнюю решительность и даже развязность, Филатов был крайне неуверенным в себе человеком. Он считал себя некиногеничным и некрасивым, искренне удивлялся, когда его называли секс-символом и говорил, что это совершенно не сочетается с его внутренним самоощущением.
В период с 80 по 90е годы с Филатовым выходит 27 фильмов.
2) «Успех» 1984г. Режиссер — Константин Худяков.
Фильм рассказывает нам о молодом амбициозном режиссере театра, приехавшем в периферию из Москвы, ставить чеховскую «Чайку». Фетисов честолюбив и одержим своей профессией, огонь горит в его взгляде и в его сердце. Труппа принимает режиссера скептически: для них он — один из многих, приходящих и уходящих режиссеров. Фетисов же полон надежд добиться успеха. Он бескомпромиссен и часто жесток, намеренно задевает своих актеров за живое с целью вытянуть нужные реакции, эмоции, чувства. Будет ли постановка иметь успех?
Обычному зрителю незнакома оборотная сторона театра. Он видит только результат, но что стоит за ним? Пот, слезы, каждодневные испытания самолюбия, неудержимое волнение перед премьерой — фильм раскрывает нам секреты закулисья, позволяет окунуться в атмосферу того, как рождается искусство. Постановка Фетисова принята с восторгом, но доволен ли результатом режиссер? Сам Филатов говорил, что нет. Ведь для творца, отдающего всего себя своему детищу, важна не только внешняя сторона успеха. Ему необходимо внутреннее ощущение того, что все получилось как нужно, как хотелось — что актеры сыграли его пьесу так, как задумал ОН, затронули в зрители нужную струну. Однако, этого не происходит. И он действительно бросает театр и труппу в конце. Идет дальше, творить, искать, добиваться. Ибо это бесконечное путешествие.
Фильм «Успех» мне понравился, задел. Я родилась в театральной семье, а значит выросла за кулисами.. Сцены репетиций «Чайки» как будто ненадолго возвращали меня домой. Это если говорить о личном восприятии. В целом же фильм прекрасен, прежде всего, благодаря целой плеяде талантов — Лев Дуров, Алиса Фрейнлих, Людмила Савельева и многие другие. Кто не смотрел, рекомендую. Это фильм про людей, разных и уникальных, в каждом из которых целый мир.
3) «С вечера до полудня» 1981г. Режиссер — онстантин Худяков.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». О несчастливости одной московской семьи в двух сериях рассказывает нам фильм «С вечера до полудня». Глава семьи — стареющий писатель, в прошлом напечатавший громкую книгу, но более невостребованный. Режиссер фильма, Худяков, как и позже в «Успехе», поднимает тему художника и творчества. На этот раз в контексте искусства письменности. В отчаянии пребывает отец семейства: жизнь на исходе, а шедевр никак не родится. Все написанное ему не нравится (хоть и нахваливает друг-критик),а это самое болезненное для созидателя.
Сын писателя в исполнении Филатова — мужчина, обиженный женщиной. Жена бросила его одного воспитывать сына-подростка и улетела туда, где много-много диких обезьян. Неожиданно она возвращается и заявляет о желании забрать сына с собой за границу. Перед мучительным выбором встает герой: пойти на поводу у оскорбленного самолюбия или отпустить сына в лучшую жизнь.
Дочь писателя — одинокая женщина, в бытие которой вдруг возвращается бывший возлюбленный, роковой мужчина ее жизни. С надеждой на возрождение отношений Нина встречает его, но у него совсем другие планы.
Мне очень понравилась сцена совместного ужина. Монолог нежданного гостя об обесценивании семьи и брака вскрывает проблемы героев. Что есть любовь? Свет и опора нашей жизни или разрушительная сила, делающая нас слабыми и уязвимыми? В семье Жарковых каждый живет своим собственным прошлым, прошлыми обидами, прошлыми любовями, прошлым успехом. Получается, что они и не живут вовсе, а единственный свежий ветер, человек, полный стремлений и надежд — сын среднего Жаркова, талантливый и умный мальчик, главный козырь которого — молодость и отсутствие тяжелого багажа опыта.
«С вечера до полудня» — фильм, полностью построенный на диалогах. В нем нет сюжетных твистов и даже смены декораций. Он для любителей поковыряться вместе с режиссером в человеческих глубинах и отношениях, тем более что проблемы в фильме вполне себе реальные, это проблемы буквально каждого из нас.
Предполагалось, что на этом всё, но я решила посмотреть еще два фильма.
4) «Город Зеро» 1988г. Режиссер — Карен Шахназаров.
Некий мужчина, о прошлом которого нам ничего неизвестно, представитель московского машиностроительного завода, отправляется в командировку в странное место. Это фантастический город, где все жители ведут себя крайне абсурдно. Лавина сюрреалистичных, а порой и пугающих, ситуаций накрывает неподготовленного главного героя.
Очень странное кино, какая-то явно политическая фантасмагория, которую смотришь и пытаешься разгадать все эти образы и символы, но разгадать едва получается. Кадры туманного города и нагнетающая музыка усиливают атмосферу. Мне местами было прямо жутко. По настроению очень похоже на Дэвида Линча.
Филатов в главной роли прекрасен. Весь спектр эмоций :озадаченность и недоумение, страх и непонимание того, чего ожидать от окружающей действительности в следующий момент — отыгран Филатовым на высшем уровне. Про само кино даже и не знаю, что сказать. То ли я была в этот день слишком умственно ленива, то ли меркурий не тот, но я мало поняла. Возможно, пересмотрю.
5) «Забытая мелодия для флейты» 1987г. Режиссер — Эльдар Рязанов.
«Забытая мелодия для флейты» — последняя совместная работа Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского. Фильм снят по пьесе «Аморальная история». История действительно во многом аморальная.
В центре сюжета- Бывший флейтист, а ныне начальник главного управления, Леонид Филимонов. Жена Филимонова — партия хорошая ( ее влиятельный отец помог Леониду сделать карьеру), но нелюбимая. И когда на горизонте появляется молоденькая медсестра Лида, Филимонов бесстрашно и решительно идет на адюльтер. История классическая и трагичная. Главный герой тоскует по жизни в искусстве и вынужден прозябать на нелюбимой работе, но вместе с тем потеря жены сулит и потерю комфорта. Не будет больше машины и шикарной квартиры, возлюбленная хоть и мила сердцу, но живет бедно и скромно, а герою уже за 40, поздно начинать жить заново.
Узнавшая об измене жена, говорит — « я устала жить в грязи» и гонит непутевого мужа из дому, все управление в курсе случившегося и коллеги наперебой уговаривают Филимонова одуматься, вернуться к жене. Ведь «у нас все можно, но шепотом», к тому же маячит назначение… Ломается бедный Леонид под натиском общественности и собственных страхов. И все забыто, все вернулось на круги своя. Жена наступила на горло своему самолюбию. Муж предал любовь и мечты. Мелодия для флейты забыта.
Хорошее кино, но очень грустное, настолько грустное, что я после просмотра целый день ходила приунывшая. Хотя концовку нельзя считать однозначной. Ведь любовь в итоге даже одолела смерть.
Трагедия одного человека разворачивается на фоне перестройки, периода смутного и сумрачного. Много времени Рязанов уделяет высмеиванию циничных чиновников и бюрократов, фильм для того времени, можно сказать, дерзкий. И вечный. Потому как прошло уже больше 30 лет, а вокруг нас мало что изменилось.
Очередная волна славы приходит к Филатову в 1988году , после выхода телеспектакля, где он читает поэму собственного сочинения «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца», написанную еще в 1985-ом. Спектакль собирает у экранов миллионы зрителей, а произведение тут же растаскивают на цитаты. Народ эпохи перестройки оценил гротескный юмор и жесткую сатиру, а сам Филатов, когда его спросили, как родилась в его голове идея этой сказки, ответил:
«В нашей пишущей стране Пишут даже на стене. Вот и мне пришла охота Быть со всеми наравне!»
Произведение это, к слову сказать, я читала еще в школе, но сейчас с удовольствием прочла снова, и всем очень рекомендую. Это очень остроумная вещь.
Не смотря на то, что Филатов никогда не был замечен в пьяных скандалах и дебошах, пристрастие к алкоголю имело место быть. Много лет актер пил почти ежедневно, при этом продолжая активно сниматься и выступать. Даже после пережитого инсульта и отказа почек, живя на диализе в ожидании трансплантации, продолжал работу над своей авторской программой, посвященной великим артистам — циклом передач «Чтобы помнили».
Вообще Филатов всю жизнь горел работой, жил постоянно на бегу, разрываясь между театром и кино, писал стихи и прозу, занимался режиссурой. Он считал, что жизнь истинного творца и должна быть такой — в бешеном темпе, наполненной событиями и людьми. После пересадки почки актеру на время стало лучше, но потом он поймал простуду и случилась двусторонняя пневмония. 10 дней врачи боролись за его жизнь, но 26 октября 2003 года Леонида Филатова не стало. Актеру было 56 лет.
Могила Леонида Филатова на Ваганьковском кладбище
Изучая жизненный путь и профессиональную деятельность Леонида Филатова, меня много раз посещала мысль, что как бы я не старалась работать над своим постом, он все равно окажется каким-то куцым и неполным. Это был человек с богатой на интересные повороты судьбой, жизнью, полной невероятных событий: его литературная деятельность, дружба с Высоцким и Михаилом Горбачевым, влюбленность в Наталью Варлей и запутанная история любви со второй женой Ниной Шацкой — все это могло сделать мой пост бесконечно длинным. Этого мне не хотелось, но и скупым, надеюсь, он не получился.
Леонид Филатов меня покорил. Это был артист, умеющий играть одним взглядом, и мужчина с невероятной харизмой и магнетизмом. С таким человеком хочется быть знакомой — вот как могу выразить свое впечатление.
Я благодарю Skarletty за киноигру и шанс познакомиться с творчеством и судьбой этого артиста.
Спасибо!
А закончу,пожалуй, строчками из его стихотворения. Мне оно очень понравилось.
О не лети так, жизнь, слегка замедли шаг. Другие вон живут, неспешны и подробны. А я живу — мосты, вокзалы, ипподромы. Промахивая так, что только свист в ушах
О не лети так жизнь, уже мне много лет. Позволь перекурить, хотя б вон с тем пьянчужкой. Не мне, так хоть ему, бедняге, посочуствуй. Ведь у него, поди, и курева то нет.
О не лети так жизнь, мне важен и пустяк. Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу. И пусть я никогда спектакля не увижу, Зато я буду знать, что был такой спектакль
О не лети так жизнь, я от ветров рябой. Мне нужно этот мир как следует запомнить. А если повезет, то даже и заполнить, Хоть чьи-нибудь глаза хоть сколь-нибудь собой.
О не лети так жизнь, на миг хоть, задержись. Уж лучше ты меня калечь, пытай, и мучай. Пусть будет все — тюрьма, болезнь, несчастный случай. Я все перенесу, но не лети так, жизнь.
Всем, кто читал и писал посты, спасибо!