Личный герб Дэвида Пага (Монтгомери, Великобритания). «В серебряном поле черный леопардовый лев с золотой короной, сопровождаемый тремя красными геральдическими лилиями, две в главе, одна в оконечности. Поверх всего щиток: четверочастный, в первом и четвертом красном поле золотой лев с обращенной головой, во втором и третьем золотом поле три отсеченные черные кабаньи головы (2, 1)»
Геральдическая лилия — значение символа, изображение цветка на гербах семей и городов. Благодаря важному символическому значению стилизованные роза и лилия, которые особо определяют как «геральдические», играют большую роль в геральдике, как об этом будет рассказано ниже. Здесь мы ограничимся лишь сообщением о том, что некоторые авторы высказывают подозрение, что французскую «лилию» (fluer de lis, фр.) не связывает с цветком лилии даже и название (джильо, ит.), которое отдаленно (весьма отдаленно) напоминает наименование цветка ириса (джаджо-ло, ит.; Iris florentina, лат.).
Загадочная и известная геральдическая лилия
Пожалуй, ни один другой цветок, за исключением розы, не приобрел такую всемирную и историческую популярность, как геральдическая лилия. Удивительно хрупкий и поистине королевский по красоте цветок стал предметом вдохновения. Его активно использовали не только в качестве символа, но и как элемент цветочного орнамента при производстве тканей или для росписи стен в домах богатых граждан многих стран. Она украшала гербы именитых королевских фамилий, царские печати, да и сегодня нередко встречается в различных изображениях.
Знак лилии стал по-настоящему культовым для представителей различных кланов и даже считался магическим и сакральным символом. Чем обусловлена подобная популярность?
Начнем с того, что есть мнение, согласно которому геральдическая лилия является изображением совершенно другого, более скромного цветка, а именно – махрового ириса (во всяком случае, так утверждает целый ряд источников). Безусловно, черты и этого растения легко прослеживаются в витиеватом стилизованном изображении. Однако если считать, что это – ирис, теряет значение сам смысл, которым наделен геральдический знак французских королей. Поэтому мы мнение экспертов мира флоры учитываем, но, тем не менее, будем считать, что данный символ – лилия, а не что иное.
Историю появления удивительно популярного изображения относят к тому времени, когда Франция еще не была монархией. Если говорить более точно, то это конец 5 века нашей эры.
Именно тогда, приняв христианство, основатель королевства французского (Хлодвиг) сменил трех весьма непривлекательных жаб на своем гербе на удивительно прекрасные в своем очаровании цветы. Почему именно лилии, а не розы? На этот вопрос ответ можно найти в истории значения символов.
По неизвестным причинам, именно королевская лилия является тем цветком, который считают воплощением ряда прямо противоположных качеств. Это и чистота и порок (вспомните великолепную Миледи, да и вообще клеймение преступников знаком лилии), хрупкость и роскошь. Не избежала геральдическая лилия и некоторых умышленных искажений своего смысла. Инквизиторы во время пыток «богохульников» нередко держали в руках белые цветы, как олицетворение будущей чистоты души. В древнем Риме королевскую лилию считали воплощением благородства и достатка. Нередко на изображениях, посвященных Страшному суду, около лика Сына Божьего наряду с мечом можно увидеть именно этот цветок.
Удивительно, но этот символ не является находкой именно французских геральдиков. Ее изображение встречают и на Древнем востоке, и в Палестине. В Италии она использовалась на королевских печатях. Золотая геральдическая лилия не один десяток лет украшала собой королевский флаг Франции и гербы нескольких польских князей. Она и сегодня используется в популярных орнаментах, которые мы видим на стенах домашних интерьеров или в выставочных залах музеев, посвященных истории средневековой Европы и Востока. Удивительно гармоничная форма и притягательная симметрия «флер-де лис «(а именно так называют этот великолепный символ) обеспечили ей невероятную популярность не только у благородных французов, но в современном обществе.
Видео по теме
Примеры тату с геральдической лилией в видео:
Многообразие форм, оттенков и размеров лилии для татуировки поражает. Сегодня девушки (и не только) могут позволить себе самые неожиданные и необычные орнаменты, сказочные и удивительные техники выполнения и совсем не природные цвета.
То, как будет выглядеть королевский цветок на женском теле, зависит исключительно от фантазии и смелости его обладательницы. Смысл, который девушка вкладывает в татуировку, должен быть известен и понятен только ей.
Гербовая фигура
Знак лилии — часть символики испанских Бурбонов; множества дворянских гербов, например поляков Гоздава и русских Храповицких; Итонского колледжа и скаутского движения.
Из объяснения герба Храповицких свидетельства о значении, лилии придаваемом:
Она почитается особливо за знак добрыя надежды и непорочнаго жития, и похож цветок сей не только по внешнему своему виду, чистый и изрядный цвет; но и по внутреннему своему свойству, приятный запах, некоторую полезную силу имеет, того ради и те, которые употребляют лилеи в своих гербах, имеют быть добрых, справедливых и честных.
— Лакиер А.Б.
§ 23. Растения // Русская геральдика. — 1855. Архивировано 10 августа 2009 года.
Городская символика
Проверить на соответствие критериям энциклопедичности. Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности. |
Знак лилии изображён на гербах и флагах следующих городов (коммун) и провинций:
- Батон-Руж;
- Висбаден;
- Даугавпилс;
- Детройт;
- Монреаль;
- Новый Орлеан;
- Рокишкис;
- Санта-Венера;
- Сент-Луис;
- Турку;
- Флёр-де-Лис[en]* (Мальта);
- Флоренция (городу, чей герб похож на цветок ириса, посвящено стихотворение Александра Блока «Флоренция, ты — ирис нежный…»);
Герб Флоренции
- Квебек (также является неофициальным символом франкоканадцев[14]);
- нидерландская провинция Флеволанд;
- норвежская коммуна Нерёй.
К чему дарят лилии
В качестве подарка букет из этих цветов можно использовать по различным поводам. Чаще всего лилии преподносят молодым девушкам или людям в возрасте, занимающим высокую должность, а также учителям, преподавателям, докторам.
Лучшим поводом считаются юбилей, годовщина свадьбы, новоселье. Кроме того, данная представительница флоры подойдет для подарка мужчине. Важно лишь правильно выбрать окрас лепестков и оформление букета.
В европейских странах эти цветы чаще применяют на похоронах, как символ чистоты и уважения используют в убранстве надгробий, для составления погребальных венков. Лилии можно приносить ушедшим в иной мир людям при посещении их могилок. При этом живые растения желательно ставить в вазы с водой или заменять искусственными аналогами.
«Золотое пламя» Каролингов
В 751 году майордом Пипин Короткий сверг последнего из Меровингов и захватил власть в Франкском королевстве. Новая династия получила имя в честь сына Пипина Короткого Карла Великого — одного из самых значительных правителей Франции.
Карл создал Западную империю, для которой выбрал новый символ — так называемую орифламму. Знамя получило название благодаря латинским словам «золото» и «пламя».
Карл Великий с орифламмой
На мозаиках IX века в церкви св. Иоанна на Латеранском холме изображено, как Христос вручает Карлу Великому алое знамя империи с золотым крестом на древке. Описание этой хоругви сохранилось в «Песне о Роланде».
Ведут их на арабов император И Жоффруа Анжуйский с орифламмой. То — стяг Петра: он прежде «Римским» звался, А ныне «Монжуа» ему названье.
«Монжуа» — это часть военного клича французов, который полностью звучал как «Монжуа Сен-Дени». Перевод этих старофранцузских слов неизвестен историкам. Но предполагают, что они означали: «Наша защита — Святой Дионисий».
История
Самые древние знаки лилии, схожие с лилиями западноевропейского средневековья, можно видеть на ассирийских рельефах 3-го тысячелетия до н. э., где ими украшены тиары, нагрудные цепи и скипетры, что указывает на их важное значение в качестве символов царской власти. Позднее встречаются на аналогичных регалиях Крита, Индии и Египта, ещё позже на разных монетах — греческих, римских и галльских. Их рисунок лилии постепенно приближается к гербовому.[2]
Символ Непорочной Девы
С началом средневековья знак лилии, уже действительный атрибут власти, принимает всё больше христианское значение. Отчасти тому способствовал зачитывавшийся в проповедях священников стих из библейской «Песни песней Соломона»: «Я полевой цветок и долинная лилия
»[3][4] (Песн. 2:1). Поэтому до середины XIII века Христос нередко изображался в центре настоящей или стилизованной лилии.[2]
Геральдическая лилия |
Герб Франции при Капетингах и Бурбонах |
К христову значению символа постепенно приживается другое значение лилии из следующей строки «Песни песней»: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами»[5] (Песн. 2:2). Знак лилии отождествляют с Непорочной Девой, её беспорочной чистотой и целомудрием; в Европе растёт культ почитания «нашей Девы» (Нотр-Дам). На монетах XI—XII веков, выпущенных епископами кафедральных соборов, посвящённых Деве Марии, появляются лилии. На официальных печатях этих соборов Непорочная Дева изображается с лилией в правой руке (с 1146 года на печати Парижского собора, в 1174 — Нуайонского, в 1181 — Ланского). Особенно в XIII веке лилия становится обязательным атрибутом изображений Мадонны. Позже, к концу Средних веков, цветок лилии уступает место розе, то есть символ целомудрия заменяется на знак любви.[2]
Белая лилия — символ Благовещения, и в этом качестве — атрибут архангела Гавриила[источник не указан 403 дня
].
Знак королевской власти
Легенды
Источники геральдического значения цветка лилии связывают с легендой о короле франков Хлодвиге I из династии Меровингов (481—511). В критический момент сражения с алеманнами, предвидя неминуемое поражение, король обратился за помощью к христианскому Богу, воскликнув: «Я верю в Тебя!». Тогда явился ангел с белой лилией в руке и повелел сделать этот цветок своим оружием. В ту же минуту воины Хлодвига обратили врагов в бегство. После этого, в 496 году король вместе с воинами и приближёнными отправился в Реймс и там принял крещение. Считается также, что лилия Хлодвига была красной и «это был тот самый цветок, который рос в восточной Фландрии, в речке Ли (Lys), вливающейся в Шельду, где произошла битва… От названия речки, вероятно, произошло и французское название цветка»[6]. В другом варианте легенды утверждается, что Хлодвиг взял себе в качестве эмблемы лилию после того, как водяные лилии в Рейне подсказали ему безопасное место, где можно перейти реку вброд, благодаря чему он одержал победу в битве.
Наследный принц собрался в поход. Рисунок (1839) витража из Шартрского собора. Самое первое сохранившееся цветное изображение герба Капетингов с лилиями — витраж Шартрского собора (baie 107c; ок. 1215—1216).
Лилия Капетингов
До первой половины XII века гербовая символика нигде в Европе не встречается. И до начала XIII века изображение золотых (жёлтых) лилий в лазоревом (синем, голубом) поле ещё не было символом французского королевского дома. Стараниями королевского советника Сугерия (служил 1108—1137), Бернарда Клервоского (1091—1153), короля Людовика VI и особенно Людовика VII, самого набожного из первых французских Капетингов (правителей Франции в 987—1328), культ Непорочной Девы нашёл своё место в символике французской монархии, которая стала использовать лилию Девы в идеологических целях намного чаще, чем любой другой христианский суверен.[2]
Впоследствии королевский, геральдический щит с лилиями (écu aux fleurs de lis
) впервые появляется в 1211 году на личной печати принца Луи, — будущего Людовика VIII (правил 1223—1226)[2] и около 1215—1216 г. на витраже Шартрского собора (baie 107c) с изображением того же принца в полном боевом облачении[7].
Символ королевской власти
Цветок белой лилии — символ Девы Марии, — к концу средних веков во Франции становится эмблемой королевской власти. В 1147 году участники Второго крестового похода под предводительством французского короля Людовика VII высадились в Палестине и увидели сходство между цветком белой лилии и жёлтого ириса. Король также отметил сходство своего имени «Louis» и «Loys» (так на старофранцузском называли этот цветок). Вспомнили и легенду о Хлодвиге, одолевшем с помощью цветка врагов христианства. Так появилась новая эмблема королевской власти — белое знамя с тремя золотыми ирисами. Историки предполагают, что именно в это время произошло окончательное отождествление изображений ириса и лилии, несмотря на то, что они представляют разные семейства растений[8]. Геометризованное, напоминающее алебарду, изображение ириса-лилии стало называться, в память короля Хлодвига «Fleur de Lys», что переводят иносказательно, как «геральдическая лилия», в просторечии, иронично: «королевский артишок» (по сходству развёрнутых лепестков артишока с геометризованным изображением лилии)[9]. Цветок ириса в Германии называют «мечевой лилией», в Испании: «лирио», поэтому считают, что именно он изображён в «лилиях Бурбонов»[10].
Французский король Людовик IX Святой (1226—1270) в свой герб (три золотые «меченосные» лилии) добавил два стебля с цветками маргаритки в честь королевы Маргариты Прованской. Три лилии Людовика Святого в эпоху крестовых походов означали рыцарскую триаду добродетелей: сострадание, правосудие и милосердие. Лилию изображали в качестве навершия скипетра французских королей, Францию называли в поэзии трубадуров не иначе, как «царством лилий». Появилось выражение: «лилии не прядут» (фр. Les lys ne filent pas) в том смысле, что на престоле не может быть женщин, и «восседать на лилиях» (фр. être assis sur des lys) в значении занимать высокую должность, то есть сидеть в кресле, украшенном государственным гербом. При Карле VII (1422—1461) три тесно составленные «геральдические лилии» стали официальным государственным гербом. «Лилии Людовиков» стали во Франции любимым мотивом орнамента, ими украшали ткани, стены, мебель и оружие[11][12].
В 1547 году Екатерина из флорентийского рода Медичи, супруга короля Генриха II из династии Валуа, стала королевой Франции. Она прибавила французскую лилию к своему гербу, а затем этот цветок стал гербом Тосканы и её столицы — города Флоренция. Однако флорентийцы такое изображение называли ирисом («Флоренция, ты ирис нежный». А. А. Блок, 1909). Во флорентийском ирисе отсутствует изображение тычинок, что придаёт цветку более «копьеобразный» вид.
В эпоху революционного террора ношение знака лилии могло привести на гильотину.
Как минимум один корабль голлистских военно-морских сил назывался Fleur de Lys. Имя Флёр-де-Лис также использовал В. Гюго для одного из персонажей романа «Собор Парижской Богоматери».
Три лилии
Уже на миниатюре середины IX века трон государя Западно-Франкского королевства Карла II украшен тремя золотыми (?) навершиями, похожими на усечённые геральдические лилии[13]. На другом, несколько более позднем, его изображении по углам престола косо поднимаются две такие же лилии (третья, по центру, скорее всего, закрыта и не видна). На государе здесь — корона с тремя верхами, отдалённо напоминающими эти цветы[14]. На миниатюре X века с Карлом I Великим на нём — корона конической формы с тремя такими же, как и на троне Карла II, навершиями[15]. На печати конца X века короля франков Гуго Капета на последнем — корона с тремя зубцами в виде усечённых геральдических лилий[16]. То же — на королевской печати его сына, Роберта II[17]. На аверсе денье Буржа середины XII века — Людовик VII в трёхверхой короне из схематически изображённых лилий, на реверсе же — крест с чудесными трёхлепестковыми цветами на трёх его навершиях[18]. Тогда же, в царствование Людовика VII, во французском языке появляется словосочетание fleur de lys
(«гербовая лилия»; букв. «цветок лилии»). В конце XII столетия эти золотистые цветы в светло-синем поле становятся французской королевской эмблемой[19]. На витражах Шартрского собора начала XIII века они тоже показаны по три, и не один раз. В середине этого века, при Людовике IX, три их лепестка объяснялись как знак божественного покровительства, дарованного Франции. Наконец, при Карле V Валуа (1376 год) и цветов остаётся лишь три (что связывалось со св. Троицей), и лазоревое полотнище с тремя стилизованными жёлтыми лилиями становится флагом Франции.
Некоролевские гербы
С конца XII века знак лилии выделяется как особая гербовая фигура и встречается довольно часто практически всюду в Западной Европе. Чаще лилии использовались только фигуры льва, орла и пара-тройка геометрических. Географические области, где знак лилии пользовался особой популярностью: Северные и Южные Нидерланды, Бретань, Пуату, Бавария и Тоскана.[2]
В древнерусском искусстве
В древнерусском искусстве также присутствует похожее изображение трёхлопастного цветка. Он называется «крин» (ст.-слав. из греч. кринъ — лилия) и считается символом Богоматери («Богоматерь с крином»).
Анна де Бейль, Леди Кларик, Шарлотта Баксон, Баронесса Шеффилд, леди Винтер – одно лицо
Клеймом в виде лилии, как символом несмываемого позора, клеймили государственных преступников: воров, гугенотов, женщин, взявших на себя грех избавиться от неродившегося ребенка. Анна де Бейль – красавица-злодейка, в которую так страстно влюбился граф де Ла Фер и женился на юной бесприданнице, даже не зная ее темного прошлого. А она до встречи с ним была монахиней Тамплемарского монастыря и уговорила священника – своего любовника – сбежать в другой город. Тот согласился и для выполнения побега украл церковные реликвии, чтобы продать их и выручить деньги.
По дороге их задержали, и священника заковали в кандалы, клеймили, как вора, и приговорили к 10 годам заключения. Но ему удалось бежать с помощью брата – палача в Лилле. Какое-то время беглецы проживали в Берри (кстати, на флаге Берри тоже присутствуют три желтые лилии), где выдавали себя за брата и сестру, пока умная девица не повстречала выгодную для себя партию — графа де Ла Фер. 25-летний мужчина влюбился в юную красавицу со всей пылкостью молодой души.
«Невесте графа де Ла Фер всего шестнадцать лет — таких изысканных манер во всем Провансе нет: и дивный взор, и кроткий нрав. И от любви, как пьяный, граф». Мнимый брат невесты самолично провел ритуал бракосочетания «сестры», а затем вернулся в Лилль, покаялся в содеянном и…повесился. Тогда то и выпустили из тюрьмы его брата – лилльского палача – обвиненного в пособничестве беглецам. Он на всю жизнь затаил обиду на злодейку, из-за которой его брат предпочел смерть жизни, а сам он вынужден был стать узником темницы.
Совершенно случайно выяснилась сущность молодой графини, когда однажды на охоте она упала с лошади и лишилась чувств, а супруг, чтобы облегчить ей дыхание, разрезал узкое платье и увидел клеймо лилии на плече. Граф понял, что перед ним преступница, а так как он обладал правом вершить на «своей» земле суд, то связал графине руки за спиной и повесил на дереве, не испытывая никаких угрызений совести. Впоследствии он рассказывал ДАртаньяну, что «…если бы ее оставили в живых, она, без сомнения, продолжала бы свое пагубное дело…»
Однако психологический удар был для графа слишком сильным. Он отказался от титула, имущества, отправился в Париж и устроился на службу королю в качестве королевского мушкетера под именем «Атос». Тем временем, чудом оставшаяся в живых, графиня де Ла Фер действительно продолжила свой путь злодейки, став шпионкой Ришелье. Этическая или моральная сторона жизни ее интересовала в жизни меньше всего – она хотела власти и денег. Женщина, которую кардинал Ришелье называл «Миледи» была повинна в отравлении своего второго мужа – лорда Винтера, убила юную Констанцию Бонасье – возлюбленную Д’Артаньяна, по приказу Ришелье участвовала в темной истории с алмазными подвесками королевы Анны Австрийской, и отправила на тот свет не одного человека.
Приметы о цветах в букете невесты
Благодаря символике и высокой декоративности лилии прекрасно подходят для девушки, вступающей в законный брак. Желательно выбирать белые или розоватые сорта. Культура в данном случае символизирует:
- чистоту;
- непорочность;
- целомудрие;
- верность;
- нежность.
При этом следует помнить, что цветы источают сильный аромат, способны спровоцировать приступ головной боли. Большинство разновидностей обладают длинными тычинками, с которых сильно сыпется пыльца. Данная мелочь может омрачить настроение невесты.
Также не стоит забывать о значении растения для европейских стран. Если родственники или друзья считают лилии символом грусти и печали, не следует включать их в свадебный букет.
В современной культуре
- На обложке сингла It’s No Good британской группы Depeche Mode и в лого финской метал-группы Stratovarius периода 1997-2008 годов.
- Геральдическая лилия является логотипом футбольной команды из Нового Орлеана New Orleans Saints и германского футбольного клуба «Дармштадт 98»
- Лилия является символом Сестёр Битвы из вселенной Warhammer 40,000.
- Лилия является символом так называемой «банды Святых» в серии игр Saints Row
- В серии игр «Ведьмак», по одноименному циклу книг Анджея Сапковского, является гербом Темерии — северного королевства.
- В серии игр «Hitman» модифицированный fleur-de-lys является персональным символом Агента 47.
Околпаченный символ
Революция заставила государство отказаться от «роскоши» старого режима. В 1791 году была принята Конституция, которая ограничила власть короля и передала обширные полномочия Национальному собранию. Под стать новому государству появился и новый герб — простой овальный щит с тремя золотыми лилиями и крупной надписью: «Закон и король». По мнению представителей народа, монарх, ещё недавно бывший самовластным правителем, теперь стоял на втором месте.
В 1792 году монархию упразднили, и Франция стала республикой. А уже в 1793 году король Людовик XVI был приговорён к смерти и взошёл на эшафот. Республике, по мнению тогдашних властителей дум, не пристало иметь герб, который связывали с эпохой господства знати и с абсолютизмом. Поэтому Франция обзавелась символом в виде ликторского пучка, увенчанного красным фригийским колпаком, — символизирующим свободу. Ликторский пучок из связанных ветвей с вложенным внутрь топориком ассоциировался с римской республикой, которой французы желали подражать.
Примечания
- Jacques Sigot и J-Pierre Rault, «La Venise Verte»; изд-во CMD; 1997.
- ↑ 1234567Michel Pastoureau. Геральдические фигуры = Figures de l’héraldique. — Париж: Gallimard, 1996. — С. 98—101. — 144 с. — ISBN 9782070533657.
- лат. 2:1 ego flos campi et lilium convallium // Vulgata/Canticum Canticorum
- В Синодальном переводе «Я нарцисс Саронский, лилия долин!»; варианты в переводе Эфроса «Я — нарцисс Сарона» и в переводе Нечипуренко «Я асфоде́ль Сарона»).
- фр. Comme un lis au milieu des épines, telle est ma dame au milieu des lis
- Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. — С.-Петербург. Издание А. Ф. Девриена, 1914. — С. 79
- Michel Pastoureau. Le Roi tué par un cochon. Париж, 2015; цветная вкладка; 9782021035285
- Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. — С.-Петербург. Издание А. Ф. Девриена, 1914. — С. 80
- Henze W. Ornament, Dekor und Zeichnen. — Dresden, 1958. — P. 89
- Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М.: Крон-Пресс, 1996. — С. 280
- The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vol. 1. — Р. 203
- Власов В. Г.. Лилия // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 93—97
- Portrait du roi Biblia . (Cм. тж.: «Первая Библия Карла Лысого».)
- Charles le Chauve Psalterium Caroli Calvi . (См. тж.: «Псалтырь Карла Лысого».)
- История Франции. Т. 1. — М.: Наука, 1972. — C. 65.
- . J. Mabillon . De Re Diplomatica.
- Sceau de Robert le Pieux. Archives nationales, Paris.
- Louis VII — Denier de Bourges Monnaies d’Antan.
- Le tombeau de Louis VII dans l’abbaye de Barbeau (1180—1206).
- Широко использовалась Луи Риэлем в Манитобе.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Геральдическая лилия
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Флёр-де-лис
- The Fleur-de-lis (англ.)
- The Origin of the Fleur-de-Lis (англ.)
Негеральдические гербовые фигуры | |
Естественные |
|
Искусственные |
|
Под знамёнами Наполеона
В 1804 году Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором французов и устроил торжественную коронацию в соборе Парижской богоматери. Империя нуждалась в новом гербе. И почитавший античную историю Бонапарт выбрал золотого римского орла. Впрочем, изображаемого на щите старинного синего цвета. Мантия императора была красного цвета, а герб окружала цепь учреждённого Наполеоном нового высшего ордена — Почётного легиона.
Орёл стал излюбленным символом Первой империи. Он изображался на военных знамёнах, солдатских киверах и касках, пуговицах, медалях и памятных жетонах. Но после Отечественной войны 1812 года Французская империя покатилась в пропасть, и о наполеоновской геральдике пришлось забыть.
Славный король Генрих
Следующие большие изменения случились после завершения разорявших Францию религиозных войн католиков и гугенотов. На престоле королевства неожиданно оказался любимец всего народа — Генрих IV.
Король был известен тем, что за свою жизнь шесть раз менял веру — то переходя в протестанты, то становясь опять католиком.
Он короновался христианнейшим королём Франции и вновь изменил герб.
Ведь по рождению Генрих был королём Наварры. Это маленькое пиренейское королевство на границе с Францией стало частью не только единого государства, но и герба, на котором соединились французские лилии и наваррские золотые цепи по красному полю. Несмотря на то, что в сравнении с Францией Наварра была бедна и малонаселена, титул наваррского правителя был равен титулу правителя французов. Оба герба находились в равно почётном положении.
Вплоть до Великой французской революции государство сохраняло пышный герб дома Бурбонов. Два щита — французский и наваррский, — поддерживаемые двумя ангелами и окружённые цепью высших орденов Франции, Св. Михаила и Св. Духа, увенчанные синей королевской мантией с золотой короной.