Детство и юность
В подростковом возрасте юноша регулярно посещал столичные театры. Но работать мечтал в кукольном театре. Кумиром детства и юности Михаила был Аркадий Райкин. Рос под приёмником, регулярно слушал разные радио-спектакли для детей и взрослых. Когда в семье появился телевизор, юноша заинтересовался творчеством Райкина. Михаил знал наизусть все его монологи.
После окончания общеобразовательной школы молодой человек хотел пойти учиться в театральный вуз, но родители его отговорили, и Михаил решил пойти по стопам родителей и поступил в Московский государственный университет на факультет филологии. Рядом со зданием, где проходили занятия Михаила, находился Дом культуры для гуманитарных факультетов, там было два театра. В один из них, в студию «Наш дом» под руководством Марка Розовского, Альберта Аксельрода и Ильи Рутберга, прошёл прослушивание и Михаил.
Вместе с молодым человеком в студии играли Геннадий Хазанов, Александр Филиппенко, Семён Фарада и многие другие, которые впоследствии стали всенародными артистами-любимцами. Юноша проводил в театральной студии всё своё свободное время, репетируя и играя в различных постановках. Но в 1969 году студию закрыли по причине показов неоднозначных спектаклей на злободневные темы. Михаил на тот момент уже учился на четвёртом курсе вуза.
Не мысля жизни без театра, Михаил бросил МГУ и поступил в ГИТИС, где его взяли сразу на второй курс в мастерскую профессора и Народного артиста РСФСР (1962) Конского Григория Григорьевича (1911-1972 годы жизни). Также среди наставников молодого человека были Ольга Андровская, Светлана Собинова и другие.
Среди однокурсников знаменитым артистом стал только Станислав Садальский. Выпускался Михаил из ГИТИСа с дипломной театральной работой по пьесе Островского «Доходное место». В 1973 году Михаилу вручили диплом профессионального актёра.
Профессиональная деятельность
После окончания театрального вуза в 1973 году молодой человек был принят в состав труппы Театра имени Маяковского в Москве, куда его пригласил главный режиссёр Гончаров Андрей Александрович. Работа в театре у молодого человека складывалась трудно. Первую значимую роль Михаил получил только в 1992 году в театральном проекте «Наполеон Первый», где играл Наполеона.
Среди ярких спектаклей, в которых Михаил принимал участие на театральной сцене, были:
- «Беседы с Сократом» (первый ученик Сократа);
- «Смотрите, кто пришёл» (Роберт);
- «Карамазовы» (Дмитрий Карамазов);
- «Господин Пунтила и его слуга Матти» (Пунтила);
- «Кант» (Кант);
- «Кошка» (Гупер).
Артист периодически сотрудничал с различными столичными театрами: с Театром Станиславского, Театром на Покровке, Театром «Эрмитаж», а также с Международной конференцией театральных союзов.
В кино артист дебютировал в 1976 году в драме режиссёра Сергея Герасимова «Красное и чёрное», где Михаилу досталась роль Фуке. Картина являлась экранизацией одноимённого романа Стендаля. На одной съёмочной площадке с молодым актёром снимались Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Николай Ерёменко-младший и другие.
В последующие годы артист снимался в основном в фильмах-спектаклях и короткометражных кинопроектах. Масса работы в кино у актёра появилась с 90-ых годов ХХ века. До сегодняшнего дня актёр остаётся востребованным.
Фильмография артиста составляет 60 проектов в разножанровых полнометражных фильмах и сериалах. Среди значимых киноработ в творчестве артиста можно выделить: «Дело Сухово-Кобылина», «Иван Грозный», «Небеса обетованные», «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского», «Петербургские тайны», «Дети Арбата», «Дзисай», «Гагарин. Первый в космосе», «Шпион».
Артист работал в картинах многих известных и талантливых кинорежиссёров, среди которых можно назвать: Эльдара Рязанова, Сергея Герасимова, Аллу Сурикову и других.
Артист имеет большое количество в основном театральных наград и премий, из которых можно выделить: «Три сестры» (1999), «Хрустальная Турандот» (2010), премия имени Станиславского (2011), «Живой театр» (2013) и другие. За последние три года Михаил не часто снимается. Артист сыграл только в двух кинопроектах: «Пёс» (роль Громова, 2015) и «Операция «Сатана» (роль генерального конструктора Заболотного, 2018).
Сегодня Михаил в основном играет на театральной сцене и периодически снимается в кино. В производстве на 2021 год планируется выход драмы режиссера Андрея Эшпая «Скажи правду», где Михаил также принял участие.
Отрывок, характеризующий Филиппов, Михаил Иванович
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же. Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет». – Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение. – Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом. – Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин. Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело. – Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться… – Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов. – Я… Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья. – Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!… Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать? – Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру. – Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира. Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона. – А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица. Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался. – Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так… – Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл… – Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение… – Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира? Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой. – Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил. – Не осадил, а сказал, что я неправду говорю. – Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться. – Ни за что! – крикнул Ростов. – Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно? Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова. – Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо! И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова. – Пг’авда, чог’т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г’остов! Ну! Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера. – Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?… – Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу. – Я тебе говог’ю, – закричал Денисов, – он малый славный. – Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с. – Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить? Денисов засмеялся. – Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен. – Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу… – Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова. – Сказался больным, завтг’а велено пг’иказом исключить, – проговорил Денисов. – Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр. – Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов. В комнату вошел Жерков. – Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему. – Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем. – Врешь! – Сам видел. – Как? Мака живого видел? с руками, с ногами? – Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал? – Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани? – Тут, брат, у нас, такая каша второй день. Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать.
Личная жизнь
Первой женой Михаила была Андропова Ирина Юрьевна (1947 года рождения). Отец супруги был известный генеральный секретарь Коммунистической партии Андропов Юрий Владимирович. В семье молодых людей родился сын, которого назвали Дмитрием. Несмотря на рождение ребёнка, супруги после смерти Андропова развелись.
Второй супругой артиста стала Народная артистка РСФСР (1986) Гундарева Наталья Георгиевна (1948-2005 годы жизни). Познакомились актёры в театре Маяковского, где долгий период сначала были коллегами и друзьями, а позднее приятельские отношения переросли в любовь. Оформили брак Михаил и Наталья в 1986 году.
Отношения супругов были крепкими и счастливыми в течение 19 лет. В 2005 году по причине проблем со здоровьем Наталья умерла. Совместных детей в их браке не было.
В 2007 году Михаил выпустил книгу-воспоминание «Наташа», в которой рассказал об отношениях с любимой женой, об их любви и счастливых годах, проведённых вместе.
Третьей супругой артиста стала актриса Васильева Наталья Юрьевна (1968 года рождения), которая так же, как и Михаил является актрисой театра имени Маяковского. Актриса служит в театре с 1993 года. Поженились артисты в 2009 году. Наталья младше мужа на 21 год, несмотря на это семья живёт в полном взаимопонимании. Подробнее о личной жизни актера вы можете почитать у нас на сайте.
Примечания
- [document.kremlin.ru/doc.asp?ID=077366 Почётное звание присвоено указом Президента России № 617 от 2 мая 1996 года]
- [pravo.gov.ru:8080/page.aspx?45566 Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2013 года № 526 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»]
- [graph.document.kremlin.ru/page.aspx?812472 Указ Президента Российской Федерации от 17.01. 2005 года № 24]
- Телевизионные спектакли: Аннотир. кат. / Сост.: Е.И. Олейник, А.Ю. Соколова. — М.: Гостелерадиофонд, 2000. — 448 с.: ил.
- [archive.is/20120918163026/www.tvkultura.ru/issue.html?id=119984. Телеканал «Культура» — информация о телеспектакле «Простая девушка».]
Интересные факты
- Рост артиста составляет 176 см.
- Михаил часто повторяет, что является невероятно ленивым человеком.
- Имеет хобби – написание стихов.
- О своих ролях в кино и театре актёр не любит говорить с журналистами.
- Очень любит читать, делает это постоянно и бессистемно, что доставляет ему наслаждение. Михаилу очень нравится посещать книжные магазины и рыться в разной печатной литературе, как русской, так и зарубежной. Один из любимейших в литературе периодов для актёра является поэзия Серебряного века.
- Из музыки больше всего предпочитает слушать классику и джаз. Верит в судьбу.