В следующем году исполнится уже четверть века, как с нами нет Иннокентия Смоктуновского. Биография, личная жизнь и творческий путь актера театра и кино будут рассмотрены нами в следующей статье.
Этому человеку суждено было пройти через сталинские репрессии. Он не понаслышке был знаком с великим голодом 30-х годов.
Актер воевал в годы ВОВ, но после все равно вернулся в любимый театр. Созданные им образы князя Мышкина, царя Федора Иоанновича и Порфирия Головлева стали неотъемлемой частью «золотого фонда» театрального искусства России.
Иннокентий Смоктуновский также стал первым актером так называемого советского артхауса. Он снимался в таких фильмах, ставших классикой, как «Гамлет», «Берегись автомобиля», «Солдаты», «Чайковский», «9 дней одного года», «Дамский портной».
В 1974 году Смоктуновский стал народным артистом СССР, а в 1990-м – Героем Социалистического Труда. Кроме этих наград, ему была присуждена Ленинская премия в 1965 году.
Происхождение
Смоктуновский Иннокентий Михайлович, биографию которого мы здесь рассматриваем, родился 28 марта 1925 года в сибирском селе Татьяновка. Сейчас этот населенный пункт административно относится к Шегарскому району Томской области.
Интересно, что при рождении мальчик носил иную фамилию — Смоктунович. Существует подозрение, что предки будущего актера были волынскими шляхтичами, сосланными на поселение в Сибирь за то, что они принимали участие в Польском восстании 1863-64 годов.
Но признаться в каких бы то ни было аристократических корнях в послереволюционные годы было равно самоубийству. Поэтому сам Смоктуновский всегда утверждал, что в нем течет белорусская кровь, а его прадед Николай Смоктунович был сослан с семьей в Сибирь за то, что, будучи егерем, убил зубра.
Об отце актера, Михаиле Петровиче Смоктуновиче (1999-1942), мы знаем только то, что он был мельником и обладал недюжинной силой. О матери, Анне Акимовне Махневой (1902-1985), известно еще меньше. Мы знаем, что ее отец был купцом и имел в деревне магазин.
Детские годы
Биография Иннокентия Смоктуновского началась в небольшой деревушке, где он жил с родителями и еще пятью детьми. Мальчик, рожденный вторым по счету в семье, получил фамилию Смоктунович.
Интересно: По национальности Иннокентий Михайлович являлся белорусом.
Семейство Смоктуновичей было сослано в Сибирь в 1891 году. Прадед актера работал егерем и во время прогулки по лесу застрелил зубра, за что был отправлен в ссылку. Переехала семья в Томск только в 1929 году. Причиной переезда послужило отсутствие работы на предыдущем месте.
Смоктуновичи жили бедно, поэтому были вынуждены несколько раз переезжать, чтобы искать новую вакансию и место работы. Через пару лет новым пристанищем большой семьи стал Красноярск. Михаил стал работать грузчиком, а мать Анна стала трудиться на заводе по производству консервированных продуктов.
Небольшие зарплаты сказывались на состоянии семьи. Родителям было сложно прокормить большое семейство, поэтому они должны были идти на хитрость. Мать каждый день уносила с работы несколько костей, на которых оставалось мясо, чтобы сварить из них бульон на суп. Отец старался больше времени проводить на работе, чтобы получать дополнительный заработок за переработку.
До 1932 года семейство жило относительно неплохо, однако позднее мать уволили с работы. Для того чтобы помочь Смоктуновичам, тетя взяла старших сыновей к себе, среди которых и был Иннокентий. Мальчики очень привязались к родной тете и ее супругу. Они и отправили детей в местную школу.
Кеша учился в школе плохо. Ему не нравился ни один предмет, поэтому он часто прогуливал уроки и не делал домашнее задание. Единственным увлечением Смоктуновича был театр. В средней школе он записался в драматический кружок, но из-за вспыльчивого и непредсказуемого характера мальчик вскоре был выгнан оттуда.
Во время одного из выступлений он настолько не справился с эмоциями, что засмеялся прямо на сцене и долго не мог успокоиться. К тому же он часто вступал в конфликты со сверстниками, так как не хотел признавать установленные правила и авторитеты.
После своего провала на сцене Кеша стал больше времени уделять театру. Он старался не пропускать постановок местной труппы, но из-за отсутствия денег был вынужден подделывать проходной билет и иметь проблемы с законом.
В какой-то момент парень понял, что проще будет получить работу в театре, чем каждый раз идти на хитрость с целью посмотреть новую постановку. Парень стал трудиться в местном театре на должности статиста. После нескольких лет работы он поступил в школу киномехаников, но дорогу к мечте оборвала война.
За все годы войны Смоктуновский ни разу не был ранен
Детство
Биография Иннокентия Смоктуновского довольно запутана, ведь его ранние годы пришлись на трудный период становления СССР. Будущий актер родился в многодетной семье.
Он был вторым ребенком из шести. Но когда мальчику было всего четыре года, его отца и дедушку со стороны матери (Акима Степановича Махнеева) раскулачили за «эксплуатацию рабоче-крестьянского класса». И это были еще не все репрессии, которым подверглась семья.
Дядю актера, Григория Петровича Смоктуновича, расстреляли в 1937 году за «создание кадетско-монархической организации». Дед по матери не вышел живым из тюрьмы, а отца маленького Иннокентия осудили на год лишения свободы и три высылки.
Оставшись без средств к существованию, семья переехала в Томск, где жила бездетная тетя будущего актера, Надежда Петровна Смоктунович. Отец пошел служить грузчиком. Тетя взяла к себе на воспитание Кешу и его старшего брата Володю.
Но голод начала 30-х годов в Сибири был такой, что последний умер. Актер признавался, что сам он вынужден был воровать на рынке, чтобы как-то прокормиться.
Детство и юность
Иннокентий Михайлович был рождён в марте 1925-го в селе Татьяновка, что в Томской губернии (сейчас — Томская область), в семье Михаила Петровича и Анны Акимовны Смоктунович он стал вторым ребенком. По национальности еврей, но в анкетах писал, что белорус. Предков сослали в Сибирь после подавления восстания польских евреев в середине 19 века.
Когда мальчику исполнилось 4 года, семья бежала от голода в Томск, а позже — в Красноярск, где у Смоктуновских жили родственники. Там ситуация немного улучшилась. Глава семейства работал грузчиком в порту, мама Иннокентия устроилась на колбасную фабрику, но жить всё равно приходилось впроголодь. Для того чтобы прокормиться, Анне Акимовне приходилось воровать с работы кости с остатками мяса и использовать их для приготовления супов и бульона.
Война
В первые месяцы Великой Отечественной глава семейства Михаил Петрович Смоктунович был призван в армию. Известно, что он воевал в 637 стрелковом полку. В августе 1942 года он пропал без вести.
В биографии Иннокентия Смоктуновского этот период хорошо задокументирован. Известно, что тогда юноша учился в фельдшерско-акушерском училище.
Но поскольку с уходом отца на фронт он остался самым старшим сыном, кормильцем семьи, Иннокентий нанялся стилистом Красноярского драматического театра. Кроме того, он работал в госпитале при воинской части, размещенной в этом городе.
Но уже в январе 1943 года 17-летнего юношу самого призвали в армию. Он прошел спешную боевую подготовку в Ачинске, в эвакуированном туда Киевском пехотном училище, и был отправлен в звании рядового в 75 гвардейскую стрелковую дивизию.
Он участвовал в сражениях при Курской дуге и в форсировании Днепра, в боях за освобождение Киева. За это актер был награжден своей первой боевой медалью – «За Отвагу». Правда, орден нашел его только через 49 лет.
Партизанская деятельность
В декабре 1943 года Иннокентий Смоктуновский, биография которого полна неожиданных поворотов, попал в плен. Он провел около месяца в лагерях в Бердичеве, Шепетовке и Житомире. В начале 1944 года ему удалось бежать.
Больше месяца его укрывала в своем доме украинская семья. Там он и познакомился с замкомандира партизанского отряда из Каменец-Подольского соединения. С его помощью актер вступил в новые военные ряды и стал действовать в тылу оккупанта.
Когда же фронт передвинулся к западу, Смоктуновский вернулся к службе в регулярной армии. В составе 102-й стрелковой дивизии и в звании младшего сержанта он сражался за освобождение Варшавы. Тогда он был награжден своей второй боевой медалью «За отвагу».
Военные годы
В начале Великой Отечественной войны Михаил Смоктунович ушел на фронт. Основными кормильцами в семье стали старшие дети. Кеша устроился на дополнительную работу, чтобы помочь маме справиться с большой семьей.
В 1942 году произошла трагедия. Отец семейства погиб на войне. В начале 1943 года Иннокентия забрали в армию. Парень принимал активное участие в боевых действиях, в 43 году он был взят в плен немецкими солдатами.
После побега он некоторое время скитался. Сил не хватало на то, чтобы передвигаться на ногах из-за того, что Иннокентию приходилось голодать. В те годы его жизнь была спасена небольшой семьей, которая приютила и прокормила мужчину. После окончания войны Смоктуновский долгие годы навещал и поддерживал связь с тем семейством.
Становление актерской деятельности
Сам факт пребывания в плену сделал из Иннокентия Смоктуновского неблагонадежного члена общества. Он попал под действие циркуляра «- 39» — запрета жить в 39 крупных городах СССР.
А потому он набирается жизненного опыта там, куда ссылают людей – в Норильске, Махачкале. Зато в Заполярье Смоктуновский смог раскрыться как актер. Он без труда устроился в Норильский театр драмы, в труппе которого работали бывшие заключенные лагерей, в том числе и Георгий Жженов.
В дружном коллективе Иннокентию удалось освоить азы актерского мастерства, избавиться от зажатости на сцене, поставить голос. Именно в этот период Иннокентий меняет фамилию на Смоктуновский. Почему он это сделал? Сам актер утверждал, что взял псевдоним ради благозвучности.
Но историки уверяют, что такой шаг был продиктован двумя причинами. Имея репрессированных родственников (дед и дядя расстреляны, отец сидел как «кулак»), актер лишался доступа к великим сценам страны. Да и в период борьбы с космополитизмом фамилия Смоктунович выглядела как еврейская.
Проснуться знаменитым
Римма Маркова увидела Смоктуновского в роли Хлестакова и посоветовала ему поискать счастья в Москве. Знаменитая актриса была уверена, что ее протеже сделает карьеру комика.
Но хрупкая внешность Смоктуновского, его очень светлые глаза, интеллигентный тембр голоса, изящная пластика никак не вязались с пропагандистскими спектаклями сталинского ампира, которые тогда ставились. Он подрабатывал статистом в Театре Ленинского комсомола, Студии киноактера, на «Мосфильме».
Наконец, он получил маленькую, но все же не эпизодическую роль Фарбера в картине «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Но по-настоящему знаменитым Смокуновского сделал случай.
В 1957 году в Большом драматическом театре ставили «Идиота». На главную роль был приглашен П. Крымов – актер столь же талантливый, сколь и недисциплинированный.
За неявку на репетиции он был уволен. Но сроки поджимали, и постановщик Георгий Товстоногов, по совету Евгения Лебедева, который играл в пьесе Рогожина, пригласил на роль князя Мышкина Иннокентия Смоктуновского.
Фото актера появились во всех театральных изданиях сразу же после премьеры спектакля. Смоктуновский создал образ, которого требовала, жаждала московская публика времен «оттепели».
Театр
По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в театральную студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.
Иннокентий Смоктуновский на сцене
Сыграв в спектакле «Укрощение строптивой» эпизодическую роль, Иннокентий смог добиться к себе внимания со стороны прессы и зарекомендовал себя как актер, который может «вытянуть» и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра. Но постепенно нарастал конфликт между актёром и главным режиссёром театра имени Горького. Позже Иннокентий разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.
Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актёр распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Марковых, потом в театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.
Иннокентий Смоктуновский: фильмография
Актер сыграл множество ролей в картинах, которые принесли ему славу не только в СССР, но и за рубежом. Советскому зрителю он запомнился по ролям Муромцева в «Шторме» (1957), Пал Палыча в «Ночном госте» (1958), Сабинина в «Неотправленном письме» (1959), Куликова в фильме «Девять дней одного года» (1961), гениального композитора в «Моцарте и Сальери» (1962), Гамлета в одноименном фильме (1964), Деточкина в «Берегись автомобиля» (1966), Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании».
Говорят, что сценарий «Чайковского» был написан И. Таланкиным специально под Иннокентия Смоктуновского. Фильм «Преступление и наказание» был отмечен Государственной премией СССР.
А за роль Гамлета киноакадемия Великобритании выдвинула Смоктуновского на номинацию «За лучшую мужскую роль» премии BAFTA. Актер также играл в радиопьесах, читал закадровые тексты и озвучивал героев мультфильмов. Смоктуновский работал до конца жизни.
В последней его картине, «Вине из одуванчиков», полковника Фрилея озвучивает уже Сергей Безруков, поскольку саундтрек создавали после смерти актера.
Скромный гений. Иннокентий Михайлович Смоктуновский
«Я прошел все тяготы войны только потому, что я люблю свою Отчизну, люблю свою Родину, люблю свой народ до самозабвения. Все это я делал только для того, чтобы был мир, чтобы моя страна выжила и доказала не только свою жизнеспособность, а свое достоинство, доказала, что мы, россияне, мы, русские, были, есть и будем». И.М. Смоктуновский
Иннокентий Михайлович Смоктунович (настоящая фамилия актера) появился на свет 28 марта 1925 в крестьянской семье в деревне Татьяновка, расположенной в Томской губернии. Прадедушка его работал егерем в Беловежской Пуще и за ненамеренное убийство зубра был вместе с родными отправлен в Сибирь. В семье Иннокентий был вторым из шестерых детей. Про своих родителей будущий актер говорил: «Образования у них никакого не было — это были просто хорошие русские люди, что называется «от земли». Мать, Анна Акимовна, — маленькая, добрая и очень тихая женщина. Отец, Михаил Петрович, — во всем ее прямая противоположность. Двухметрового росту, невероятно сильный, рыжеволосый, залихватского характера…»
В 1929 Смоктуновичи покинули родную деревню. В стране в то время полным ходом шла коллективизация, и родители Иннокентия, не горя желанием идти в колхоз, перебрались в Томск. Осесть там они не сумели и двинулись дальше в Красноярск, где жили родственники отца. По прибытию в город Михаил Петрович нашел работу в качестве портового грузчика, а Анна Акимовна устроилась на колбасную фабрику. Детство великого актера проходило в тяжелых условиях — многодетная семья была далека от мира книг, музеев, театров и едва сводила концы с концами. В одном интервью Смоктуновский произнес: «В юные годы я и не слышал о карманных деньгах. Заслужить мороженое — редкостная радость». Его мать часто приносила с работы мясные косточки, из которых готовила суп. По словам Иннокентия Михайловича, вкус того бульона он запомнил на всю свою жизнь.
В 1932 в стране снова разразился голод, и мать Смоктуновского потеряла работу. Дабы спасти ребятишек родителям пришлось прибегнуть к крайним мерам. Двух сыновей — Володю и Кешу — они отправили на воспитание Надежде Петровне, бывшей родной сестрой отца и своих детей не имевшей. Несмотря на свою необразованность, женщиной она была очень душевной и всем сердцем полюбила племянников. Всячески баловал ребятишек и муж Надежды Петровны — дядя Вася. Иннокентий Михайлович вспоминал, как однажды он подарил ему старенький, потрепанный велосипед — по тем временам поистине царский подарок.
В школе Смоктуновский учился средне. Учителя недолюбливали его за невероятное упрямство, а также постоянные споры с ними в попытках защитить собственную, пусть и неправильную, точку зрения. Именно в Красноярске состоялось первое знакомство юноши с театром. Иннокентий Михайлович писал: «С переездом в город мне открылось ранее неведомое — театр. Каждое посещение становилось праздником, хотя ничего особенного там, разумеется, не было. Но мне казалось, что сам воздух наполнен таинственностью, все было незнакомо и от этого немного пугало». Учась в шестом классе, Смоктуновский записался в школьный драматический кружок, который вел актер местного театра. Однако первое же выступление в спектакле по произведению Чехова «Предложение» закончилось провалом. Смоктуновский писал: «Выйдя на сцену в первый раз, я от волнения истерически захохотал, заразив смехом весь зрительный зал. После этого из кружка меня выгнали».
В 1941 году началась война, и глава семьи — Михаил Петрович — отправился на фронт. На Иннокентия же легли заботы о содержании родных. Юноше приходилось совмещать занятия в школе с учебой на курсах киномехаников. Несмотря на множество проблем, театр продолжал манить Смоктуновского, и он всеми правдами и неправдами старался выкраивать время, дабы посетить очередной спектакль. Денег на билеты у него, конечно, не было, и Иннокентий шел на всякие хитрости, вплоть до их подделки. А через некоторое время у него получилось устроиться в театр статистом.
Однако в театре Смоктуновский проработал недолго. В конце 1942 пришло известие о гибели отца, а уже в январе 1943 парня забрали в Киевское военное училище, перебравшееся в Ачинск. Не задержался Смоктуновский и там — в августе этого же года он был в срочном порядке отправлен рядовым на Курскую дугу на пополнение 75-ой гвардейской стрелковой дивизии. Впоследствии он принял участие в форсировании Днепра и боях за освобождение Киева. Вспоминая те годы, Иннокентий Михайлович говорил: «Не верьте тем, кто говорит, что на войне не страшно. Страшно всегда… Храбрость — это когда ты преодолеваешь животный ужас и идешь вперед». В ходе наступления на Киев воинская часть, в которую входил Смоктуновский, угодила в окружение, и в начале декабря после ожесточенного сражения под Житомиром Иннокентий Михайлович оказался в плену.
Будущий актер побывал в лагерях для военнопленных в Бердичеве, Шепетовке, Житомире. Он хорошо понимал, как мало у него шансов уцелеть в заключении, однако за малейшую попытку сбежать следовал немедленный расстрел. Иннокентий Михайлович признавался, что был и другой вариант: «Нам предлагали служить в РОА. Но такой вариант меня не устраивал». В другом интервью Смоктуновский говорил: «Страшны минуты перед сигналом к атаке, но самое ужасное — это плен, чувство, что жизнь твоя тебе не принадлежит. Любой фашист мог подойти, приставить к затылку пистолет и все…». Шанс сбежать представился Смоктуновскому спустя месяц. Его ближайшая подруга Римма Маркова рассказывала: «Когда их конвоировали, у Иннокентия стало плохо с желудком. Ему разрешили выйти из строя. До конца жизни Смоктуновский с благодарностью вспоминал солдата, жестом показавшего ему сидеть под мостом и смазавшего следы на снегу». Почти сутки Иннокентий Михайлович находился в сугробе, а после несколько недель бродил по лесам и прятался от немцев. Шатаясь от голода, он брел сквозь чащи, пока, в конце концов, не вышел к деревне Дмитровке. Здесь умирающего от истощения бойца подобрали местные жители. С их стороны это был крайне рискованный поступок — за укрывательство советских военнопленных немцы расстреливали всех жителей дома. Впоследствии Смоктуновский вспоминал: «Разве могу я забыть семью Шевчуков, после побега укрывавших меня. Эти душевные, дорогие люди приезжают к нам, и мы их всегда радушно принимаем».
У Шевчуков Иннокентий Михайлович, набираясь сил, прожил больше месяца, и в феврале 1944 влился в партизанский отряд Каменец-Подольского соединения. Объединение партизанского отряда с частями Красной армии произошло в мае 1944. После этого Смоктуновский продолжил службу уже в звании младшего сержанта, командуя отделением роты автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка 75-ой гвардейской дивизии. Он принял участие в освобождении Варшавы, а в январе 1945 за то, что в сражении в районе села Лорцен его бойцы одними из первых ворвались в траншеи противника, Иннокентий Михайлович был удостоен второй медали «За отвагу». Первую медаль он получил еще в 1943. К слову, вручена она ему была только сорок девять лет спустя на сцене МХАТа после спектакля «Кабала святош». Войну Смоктуновский закончил в немецком городе Гревесмюлене. Удивительно, что за все годы сражений Иннокентий Михайлович не получил ни одного ранения. Сам он говорил по этому поводу: «Честное слово, сам удивляюсь — дрался в окружении, стоял под дулами автоматов, бежал из плена. А ранен вот не был. Правда, землей при бомбежке меня однажды засыпало — так, что наружу одни ботинки торчали…».
После демобилизации осенью 1945 Смоктуновский возвратился в родной Красноярск и какое-то время раздумывал чем заняться в дальнейшем. Сначала он пошел учиться на фельдшера, потом устроился работать в порту, а после принял решение поступать в лесотехнический институт. Все это время его не покидали мечты о театре, и, в конце концов, Иннокентий Михайлович устроился в ту же театральную студию, в которой до армии был статистом. Она работала при Красноярском театре, и студийцев зачастую задействовали в спектаклях. За короткое время Смоктуновский успел отметиться несколькими выходами на сцену, однако отсутствие театральной подготовки сказывалось — на публике он был жутко скован. Великий актер вспоминал: «От страха перед зрителями меня бросало в озноб. Тихий голос делался едва слышным. Я не знал, куда деться, что делать с ногами и руками». Несмотря на это, будущий актер имел довольно неуступчивый характер, неоднократно он выражал режиссеру свое недовольство, и в итоге (в 1946) был из театра выгнан.
После этого Иннокентий Михайлович принял решение отправиться в Норильск. Впоследствии Смоктуновский пояснял: «На деле я податься никуда не мог — по распоряжению о паспортном режиме мне, как бывшему военнопленному, было запрещено проживать в тридцати девяти городах Советского Союза. Меня и в Красноярск пустили лишь потому, что я родом оттуда». В это же время он сменил свою настоящую фамилию Смоктунович на более благозвучную Смоктуновский. В Норильске Иннокентий Михайлович устроился в состав Второго Заполярного театра музыкальной комедии и драмы. В театре было много новых постановок, и молодой актер оказался задействован сразу в нескольких спектаклях. Именно в этом месте Смоктуновский прошел профессиональную актерскую школу, а десять премьер в год помогли ему жестко и быстро адаптироваться к условиям сцены. В труппе работали многие замечательные актеры, а самым близким другом Иннокентия Михайловича стал Георгий Жженов.
В Норильске Смоктуновский проработал четыре года. В конце концов, скверное питание и суровый климат сделали свое дело. У актера развился авитаминоз, и он начал часто болеть. Георгий Степанович всячески убеждал товарища покинуть город и отправиться в Ленинград. В связи с этим он даже отправил Аркадию Райкину рекомендательное письмо. В результате в 1952 Иннокентий Михайлович действительно уехал из Норильска, но отправился он не в Северную столицу России, а в солнечную Махачкалу. По прибытии в город он устроился работать в Дагестанский русский драматический театр. Здесь он познакомился с известной советской актрисой Риммой Марковой, ставшей его хорошей подругой на всю жизнь. Впоследствии она вспоминала: «В первый раз я его увидела в местном театре… Поняла, какой это артист, и загорелась перевезти в Москву». Римма Васильевна написала о Смоктуновском театральному режиссёру Софье Гиацинтовой. Помимо прочего в письме были следующие слова: «Если Вы его возьмете, то можете смело выкинуть полтеатра». Софья Владимировна, заинтересовавшись, ответила. Завязалась вялая переписка, а Иннокентий Михайлович, тем временем (в 1953) переехал в Сталинград. О своем нахождении в махачкалинском театре он позднее писал: «За год работы я «испек» пять главных ролей, не принесших мне ни истинного профессионального опыта, ни радости, ни даже обыкновенного умения проанализировать действия и мысли образа». К слову, на переезд актера подвигло не только нищенское положение в местном театре, но и личные мотивы — Смоктуновский в первый раз женился. Супругой его стала известная впоследствии актриса Римма Быкова, которой в Сталинграде предложили работу.
Город на Волге, почти до основания разрушенный в годы войны, в начале пятидесятых при поддержке всей страны поднимался из руин. Большое внимание уделялось и культурной жизни — в частности, в 1952 при помощи столичных архитекторов был восстановлен местный театр им. Горького. Первой постановкой стала пьеса Горького «На дне», второй — спектакль Шекспира «Укрощение строптивой», в котором Иннокентий Михайлович сыграл эпизодическую роль слуги Бьонделло. Однако эту маленькую роль он сыграл так хорошо, что был удостоен хвалебной рецензии во всесоюзном журнале «Театр». А последовавшие за этим спектакли «Большие хлопоты» Лэнга и «Доходное место» Островского позволили Смоктуновскому завоевать симпатии местной публики. Казалось, что актер, в конце концов, нашел свой коллектив и свой театр, однако за показным благополучием скрывались серьезнейшие проблемы. У Иннокентия Михайловича возникли разногласия с театральным режиссером Фирсом Шишигиным, наделенным, к слову, диктаторскими замашками и буквально подавлявшим молодого актера своим темпераментом. Помимо этого Смоктуновский столкнулся с неприятностями на семейном фронте. У его молодой жены неожиданно вспыхнул роман с одним из актеров. Выяснение отношений закончилось дракой, и собравшийся на следующий день профком постановил, что кто-то из супругов обязан оставить труппу. Свою жену и заодно театр покинул Иннокентий Михайлович. На дворе шел январь 1955.
Ободренный перепиской с Гиацинтовой Смоктуновский отбил Софье Владимировне телеграмму: «Готов на постоянную работу. Сообщите когда сможете предоставить дебют». И хотя в своем ответе Софья Владимировна была сдержанна и ничего не обещала актеру, Иннокентий Михайлович отправился покорять Москву. Дело это оказалось весьма непростым. Несмотря на помощь Риммы Марковой, в Ленком Смоктуновского не приняли. Никого не поразил он и в Театре сатиры, Центральном театре Советской Армии, Театре драмы и комедии, Театре-студии киноактера, Драматическом театре им. Станиславского. В итоге Смоктуновский побывал во всех столичных театрах за исключением Вахтанговского, Малого и МХАТа, к которым, по его словам, «боялся подступиться». Не стоит говорить о «недогадливости» администрации и режиссеров столичных театров, прозевавших гения. Все они видели перед собой тридцатилетнего мужчину из провинции сомнительной внешности и скользкой биографии, чье театральное образование исчерпывалось шесть месяцами обучения в Красноярской студии. Безусловно, фронтовое прошлое внушало уважение, но настораживало пребывание в плену. Ситуацию также усугубляло отсутствие московской прописки.
Таким образом, актер попал в совершенно безвыходную ситуацию. Деньги скоро закончились, но Смоктуновский не спешил уезжать из столицы, постепенно распродавая свои вещи. К счастью, в тот момент его поддерживали Леонид и Римма Марковы, которые кормили актера и предоставляли кров. Однако чаще голодный, в потрепанном лыжном костюме (единственном его туалете) Иннокентий Михайлович бродил по летнему городу, ночуя на чердаках. В конце концов, ему удалось устроиться на работу в Ленком, где он выходил на разовых ролях без слов. Платили за подобный выход, к слову, по семь рублей.
В один из этих трудных дней Смоктуновский повстречал Суламифь Кушнир. Впоследствии она рассказывала: «Я появилась на свет в Иерусалиме. Моя мать — молодая идеалистка из Литвы — приехала организовывать в Палестине коммуны, а затем перебралась в СССР на строительство новой жизни… Когда я повстречала Иннокентия Михайловича, мне было около тридцати и никаких серьезных отношений я не знала… Был это солнечный удар? Нет. Скорее чувство, разгоравшееся все время. Полнейшее понимание друг друга, глубокая любовь, мое осознание его предназначения настали позже». Вскоре после знакомства актер сделал Суламифь Михайловне предложение, и она к его удивлению дала согласие. Вторую жену Смоктуновский ласково называл Соломкой, и она действительно явилась для него той самой соломкой, уцепившись за которую он поплыл навстречу новой жизни, своей славе и своему успеху. Суламифь Михайловна была известным художником-костюмером и имела множество друзей в московской артистической среде. Одним из них был знаменитый режиссер Леонид Трауберг. Благодаря его помощи Смоктуновского получилось представить Ивану Пырьеву. По этому поводу Леонид Захарович рассказывал: «Однажды я сказал Пырьеву: в Москве живет один диковатый актер из провинции. Говорят, что он талантлив, но не имеет ни театра, ни угла. По амплуа — что-то вроде «неврастеника». Пырьев тогда о. После этой беседы Иван Александрович написал письмо руководству Театра-студии киноактера с просьбой принять Иннокентия Михайловича к себе в штат. Его желание было выполнено, однако с новичка взяли слово — не стараться пролезть в кино. Впоследствии Смоктуновский так и делал — если роль ему не предлагали, он сам никогда ее не просил.
В Театре-студии киноактера Иннокентию Михайловичу дали роль в пьесе Шоу «Как он лгал ее мужу». Его напарницей стала жена прославленного режиссера Михаила Ромма Елена Кузьмина. Она-то и порекомендовала Смоктуновского своему супругу, снимавшему в то время фильм «Убийство на улице Данте». Михаил Ильич внял ее совету и пригласил актера на небольшую роль молодого доктора, работавшего с немцами. Эпизод, в котором Смоктуновский был занят, по сюжету длился всего несколько секунд, однако его съемка неожиданно затянулась. Актер Михаил Козаков вспоминал: «В кадре Иннокентий Михайлович выглядел зажатым, постоянно оговаривался и «порол» дубли, затем останавливался и извинялся… Ромм успокаивал его и объявлял новые дубли, однако история повторялась… Съемка не ладилась, и всем окружающим передался нерв дебютанта. Забегали ассистенты режиссера, предлагая заменить бездарного актера. Вдруг Ромм побагровел, и шепотом зло сказал: «А ну, прекратите возню! Актер все это чувствует и это ему мешает. Он же снимается в первый раз. Разве вы не видите, насколько он талантлив?!». Необходимо сказать, что все, включая меня, к стыду своему удивились словам Ромма о талантливости этого ничем с виду не примечательного провинциала».
В том же 1956 Иннокентий Михайлович сыграл в фильме Иванова «Солдаты». Образ лейтенанта Фарбера, созданный актером, получился очень запоминающимся и живым. Эта кинолента изменила его судьбу — на одном из просмотров Смоктуновского увидел Товстоногов, бывший режиссером Ленинградского Большого драмтеатра. Глаза актера буквально пленили Георгия Александровича. В БДТ в те дни шла постановка «Идиота» Достоевского, и великий режиссер никак не мог отделаться от мысли, что у Смоктуновского глаза Мышкина. Когда Иннокентий Михайлович появился в театре, роль князя исполнял другой актер. В связи с этим ввод в спектакль «варяга» большинством труппы был встречен враждебно. Некоторое время Смоктуновский стоически сносил все насмешки и обиды, однако затем не выдержал и написал сначала одно, а вскоре и второе заявление об уходе. Однако Георгий Александрович, чуткий к актерским дарованиям, каким-то непостижимым образом уговорил его изменить решение. Поддержала гениального актера и его супруга, успокаивая: «Затаись, Кеша. У тебя отличный помощник — Федор Достоевский. Все у тебя получится».
Сказать, что у Смоктуновского все получилось — это не сказать ничего. Премьера, состоявшаяся 31 декабря 1957, имела невероятный успех. Это был сенсация, фурор, Событие в театральной жизни. Критики писали: «В БДТ появился не играющий, но живущий актер». Римма Маркова рассказывала: «Когда уже спектакли пошли, он позвонил мне: «Ты приедешь когда-нибудь? Я на каждый покупаю по два билета, все надеюсь». И я поехала. Вот это была высота! От восторга и потрясения у меня аж зубы болели… Спустя некоторое время я оказалась в обществе народных-пренародных артистов, обсуждающих игру Смоктуновского. Один из них рассуждал: «Да какой из него актер. Только пена изо рта идет». Я не сдержалась: «Не знаю, откуда и что у него идет, однако он там (я указала наверх), а вы здесь (и показала в пол)». Для самого актера «Идиот» явился судьбоносным спектаклем. Спустя годы он писал: «Моя единственная великая работа на сцене в «Идиоте». Она легендарная, вечная — по лицам зрителей видел, как они трепетали… Не знаю, как сложилась бы моя творческая жизнь, если бы я не столкнулся с наследием Достоевского». В дальнейшем всех своих героев Смоктуновский измерял по выдуманной им «шкале Мышкина».
Несмотря на успех, легче работать в коллективе БДТ актеру не стало, и, сыграв еще в нескольких спектаклях, в 1960 он ушел в кинематограф. Период с 1960 по 1966 годы стал самым плодотворным в биографии Смоктуновского. Началось все с киноленты «Девять дней одного года» Михаила Ромма. Изначально главных героев должны были играть Юрий Яковлев и Алексей Баталов, однако перед началом съемок Юрий Васильевич попал в аварию. Потребовалось срочно найти замену, и тут автор сценария Даниил Храбровицкий вспомнил про Иннокентия Михайловича. На экраны картина вышла в 1962 и имела огромный зрительский успех, а Смоктуновский на тринадцатом кинофестивале в Карловых Варах был удостоен приза за лучшую мужскую роль. Еще больший успех ожидал его два года спустя (в 1964), когда мир увидел «Гамлета» Козинцева, в котором Иннокентий Михайлович сыграл принца Датского. Мысль позвать Смоктуновского на эту роль явилась к режиссеру случайно, сам он рассказывал: «Никаких колебаний, сомнений, кинопроб, фотопроб не было. Был только такой Гамлет и никакой иной!». Кинокартина триумфально обошла весь мир. Висбаден, Венеция, Сан-Себастьян, Панама, Сан-Франциско, Лима — это далеко не полный перечень кинофестивалей, где кинолента удостаивалась высоких призов. В 1965 в Англии «Гамлет» был признан лучшим иностранным фильмом года, а Иннокентий Михайлович — лучшим иностранным актером. В этом же году Смоктуновскому вручили Ленинскую премию.
К середине шестидесятых Иннокентий Михайлович был уже всемирно известен. Среди коллег он имел чрезвычайно высокий авторитет, зрители не раз выбирали его лучшим киноактером года, а большинство начинающих артистов стремилось играть «под Смоктуновского». Не было сложностей и с работой — среди режиссеров он был нарасхват. В это время Илья Ольшвангер позвал Смоктуновского в киноленту «На одной планете» на роль Владимира Ленина. Растерявшийся Иннокентий Михайлович попытался отказаться от подобной «чести». Однако не вышло — актера вызвали в Ленинградский обком, где и убедили сняться. Фильм, как и следовало ожидать, вышел посредственный и был практически не замечен ни критикой, ни зрителями. А в 1965 Эльдар Рязанов предложил актеру сыграть в его новой киноленте «Берегись автомобиля». Кинематографическое начальство сразу же заявило, что артист, сыгравший Ленина, играть жулика не может. Рязанову стоило огромных трудов переубедить руководство, самому министру кинематографии он твердил: «У нас ведь персонаж глубоко положительный, «жулик» благородный». К счастью, Смоктуновскому разрешили сниматься, и «Берегись автомобиля» стал на долгие годы одним из самых любимых советскими гражданами фильмов.
При всей своей талантливости, Смоктуновский оставался необычайно застенчивым и скромным человеком, так и не привыкнувшим к своей популярности. По этому поводу Римма Маркова о. А один из современников писал: «Признавая, что он — гений, Смоктуновский смущенно опускал глаза, точно стеснялся, и не мог не отметить бесспорного факта». При этом чувство юмора не покидало актера в любой ситуации. Хорошо известен разговор между Ефремовым и Смоктуновским, когда они летели с гастролей. В самолете актеры сидели рядом, и Олег Николаевич решил поинтересоваться: «Кеша, как по твоему мнению, я играл?». Иннокентий Михайлович ответил: «Хорошо, ты ведь замечательный артист». Тогда Ефремов спросил: «Ну, а ты в таком случае, какой артист?». Смоктуновский вздохнул: «А я, Олег, космический…». Ефремов позже признавался, что всю дорогу не знал, что на это возразить.
В 1966 Иннокентий Михайлович откликнулся на предложение Товстоногова, собравшегося показать спектакль «Идиот» за рубежом. Гастроли в Лондоне и Париже продолжались месяц, Смоктуновский сыграл семнадцать спектаклей, и каждый имел оглушительный успех. Британские критики писали: «Исполнение роли князя Мышкина Смоктуновским возвышается над всеми впечатлениями сезона». Но вскоре после приезда на родину у актера начались проблемы со здоровьем, и он больше года практически не появлялся на сцене. Триумфальное возвращение произошло в 1968, когда Смоктуновский сыграл в кино две яркие роли — Порфирия Петровича в ленте Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» и Петра Чайковского в одноименном кинофильме Игоря Таланкина. Работы отметили многочисленными премиями и призами, Иннокентий Михайлович вновь был назван лучшим актером года. А в 1973 Смоктуновскому предложили место в Малом театре. Он дал согласие, однако долго там не задержался, перейдя в 1976 в МХАТ, где и проработал до конца жизни.
Настоящей опорой Смоктуновского во всех жизненных ситуациях являлась его крепкая семья. О ней великий актер говорил: «Семья для меня — это, прежде всего, жена: здесь — любовь, тепло, уют, вера, надежда, достоинство, и нравственность, и мораль. И если спросите, что такое Смоктуновский, то во многом это моя жена». Иннокентий Михайлович звонил своей супруге отовсюду, где снимался или был на гастролях, всегда привозил множество подарков. Ни один вопрос в его творческой биографии не решался без обсуждения с женой. Когда актеру было трудно, он сомневался в себе, супруга говорила: «Не скромничай, не прибедняйся, не жалуйся — ты одаренный человек». А когда Иннокентий Михайлович, бывало, привередничал, молча выносила ему ордена и медали, и актеру становилось стыдно. В марте 1956 у них родился первый ребенок — Надежда, однако в сентябре этого же года дочь умерла. В 1957 на свет появился сын Филипп, а в 1965 — дочь Мария. Суламифь Михайловна рассказывала: «Жили мы скромно, и к этому же приучили своих детей. Сам Кеша в быту был абсолютно нетребовательным, далеким от показухи и светской жизни». А актриса Евгения Симонова говорила: «Когда я видела его в официальной или публичной ситуации, а потом в обычной жизни, у меня возникало чувство, что это другой человек. В интервью, телепередачах, разных выступлениях в нем были позы, интонации, намеки, полутона, заломленные руки. В житейском общении ничего этого я не наблюдала. Он был внимателен, искренен, прост. Мне даже спросить хотелось: «Иннокентий Михайлович — это ваша вторая натура или играете какую-то роль?». Дочь Смоктуновского вспоминала: «Отец любил праздники, посидеть за столом. Обожал уху, очень уважал японскую и китайскую кухню, даже научился кушать палочками. Семья являлась его крепостью. Свободные часы он проводил только дома. Между прочим, был очень хозяйственным и умелым, любил быт обустраивать, часто что-то сверлил дрелью, прикручивал, прибивал. Правда, временами его нельзя было отвлекать. Скажем, посуду моет и шепчет что-то про себя. Спрашиваешь: «Что?», а он с укором: «Ну, я же репетирую!». Известно, что Смоктуновский очень любил водить машину. Из всех марок актер предпочитал «Волгу», за руль которой впервые сел на съемках кинокартины «Берегись автомобиля».
Иннокентий Михайлович страстно желал, чтобы его дочь Маша стала актрисой, и с детских лет брал ее с собой на съемки. Мария Иннокентьевна рассказывала: «Папа часто репетировал со мной, стремясь, чтобы я не ограничивалась внешним рисунком роли, а стремилась перевоплотиться полностью… Он был требователен, даже строг, говорил, что в работе актера, как и в жизни, важна самодисциплина…». Мария сыграла более чем в десяти фильмах, однако, когда подросла, захотела стать балериной. В дальнейшем она поступила в хореографическое училище, и после его окончания устроилась в кордебалет Большого театра.
В восьмидесятых годах Иннокентий Михайлович сыграл главные роли в кинокартинах «Поздняя любовь», «Маленькие трагедии», «Дети солнца», «Дело Сухово-Кобылина» и «Сердце не камень». За роль в фильме «Дамский портной» в 1991 актер был удостоен «Ники» и отмечен дипломом на кинофестивале в Сан-Ремо. После раскола МХАТа в 1987 Смоктуновский и Ефремов оказались в театре под названием МХТ имени Чехова. Два актера, составившие блестящий дуэт ещё в фильме «Берегись автомобиля», в последующие годы с нескрываемым удовольствием играли вместе в «Возможной встрече» Барца и «Кабале святош» Булгакова.
С начала девяностых Смоктуновский стал все чаще соглашаться играть роли «проходные». Причина была банальной — не хватало средств к существованию. Сам актер сообщал: «Раньше я к выбору ролей относился строже… А сейчас — со стыдом говорю это — мною руководит другое. Осведомляюсь: «Сколько вы заплатите мне за это безобразие?». Однако и в «проходных» ролях великий актер продолжал демонстрировать свой талант и мастерство. Про свою же жизнь в целом Иннокентий Михайлович как-то сказал: «Я — счастливый человек, и мне кажется, что я чего-то достиг. У меня много наград за творчество, есть и военные. Награды — это замечательно, но не самое главное. Существеннее то, что меня признал мой народ. А я счастлив, что не обманул его ожиданий и надежд. Разве не счастье — услышать, как человек, потративший на просмотр спектакля или фильма два-три часа, уходя, произносит: «Смотри, вот этот длинный, по-прежнему хорош, хоть уже и старенький».
О последнем годе жизни Смоктуновского его дочь говорила: «В феврале 1994 у отца случился микроинфаркт, однако он быстро пошел на поправку. И все-таки папа недолечился, продолжив съемки сразу в двух фильмах «Белый праздник» Наумова и «Притяжение солнца» Апасяна. Снимался он с увлечением, а когда все закончилось, поехал в санаторий восстанавливаться. Но спустя несколько дней попросил забрать его, не понравилось там. Однако мы не успели, случился второй инфаркт…».
В одной из последних бесед Смоктуновский произнес: «Нельзя одолеть роль, не отправив свое сердце в нокаут». 4 августа 1994 в три часа ночи отдыхающий в санатории Смоктуновский внезапно почувствовал себя плохо. Были вызваны врачи, на место прибыла реанимационная «скорая помощь», однако медики оказались бессильны. Выдающийся актер был похоронен на Новодевичьем кладбище. В последний путь его — первого из российских актеров — провожали овацией, а один из очевидцев писал: «В этот день у Иннокентия Михайловича было всё как всегда».
По материалам сайтов https://chtoby-pomnili.com/ и https://www.rusactors.ru.
Другие работы
Смоктуновский так любил театр, что не мог туда не вернуться. Он всячески добивался выхода на сцену. И в 1971 году он все-таки добился своего. Малый театр пригласил его на роль царя Федора (по пьесе А.Толстого).
Образ, который создал актер Иннокентий Смоктуновский, был настолько необычным, неординарным, исключительным, что критика просто захлестнулась в похвальных одах. На волне популярности Смоктуновский перешел в МХАТ, где в 1976-м он сыграл в «Иванове» Чехова.
Успех был не меньшим, а то и большим. Критики говорили, что на сцене зритель видит только молчаливого Смоктуновского, а не других актеров. Не менее значительными ролями во МХАТе стали Иудушка Головлев, Дорн в чеховской «Чайке», Серебряков в «Дяде Ване».
На телевидении актер сыграл в спектаклях «Вишневый сад», «Цезарь и Клеопатра», «Зима тревоги нашей» и многих других. В последние годы существования СССР и лихолетье 90-х, когда фильмы из-за безденежья почти не снимались, Смоктуновский без работы не оставался. Он сыграл Исаака в «Дамском портном» (1990) и криминального авторитета Гилю в «Гение».
Биография
Загадочный и отстранённый, как будто не от мира сего, Иннокентий Михайлович Смоктуновский создал и воплотил на экранах образ наивного, чистого гения, непонятного и трогательного интеллектуала.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля»
В частности, кинолента «Вино из одуванчиков», где роль Смоктуновского пришлось озвучивать Сергею Безрукову, так как звуковую дорожку с участием Иннокентия Михайловича записать не успели.
Кроме съемок в кино актёр также периодически озвучивал персонажей в мультфильмах.
Потомки
В первом браке у Смоктуновского не было детей. Женившись второй раз в 1955 году, уже в марте 1956-го актер стал отцом. Но дочка-первенец, которую чета назвала Надеждой, умерла в сентябре.
Второй ребенок, Филипп, родился в 1957 году. В 1965 году родилась дочь Мария. К сожалению, дети Иннокентия Смоктуновского не захотели идти по стопам отца и становиться драматическими актерами.
Сын более склонялся к литературному искусству. Сейчас Филипп Иннокентьевич является переводчиком, специализирующимся на научно-фантастической литературе.
Его дочь Мария оказалась не чужда театральному мастерству. Она была балериной, актрисой, а сейчас работает сотрудницей музея МХАТа. Есть у Иннокентия Смоктуновского и внучка – Анастасия Филипповна Буцкова, родившаяся в 1982 году. Как и ее знаменитый дед, она работает актрисой.